Уже в том же году наметились тенденции к раскрытию связей между теориями психоанализа и марксизма. Так, например, на одном из заседаний Казанского объединения в 1921 году Лурия выступил с докладом, в котором рассматривал психоанализ как конкретное психологическое воплощение социологических понятий марксизма. В последующие годы появились другие аналогичные психоаналитические работы; в более поздних публикациях можно увидеть попытки защитить психоанализ перед официальной наукой. Эти работы свидетельствуют о серьезном давлении на психоанализ со стороны официальной науки. В работе 1924 года Б. Д. Фридман пытался свести скрытые мотивы идеалистической установки к нарциссической проблематике. В том же году Рейснер в своей статье отмечал значительное влияние социальных отношений на формирование либидо и вклад психоанализа в марксистскую социальную психологию. А. Р. Лурия (1924) рассматривал психоанализ как монистическую психологию в противоположность старой экспериментальной психологии, которая является «мозаичной» и поэтому идеалистической. В своих трудах Лурия старался защитить психоанализ и соединить его с официально признанной теорией И. П. Павлова («Психоанализ в свете основной тенденции и современной психологии», 1923; «Динамический момент в психоанализе», 1925; «Современная русская физиология и психоанализ», «Internationale Zeitschrift fьr Psychoanalyse», 1926, 40) . В дальнейшем в его работах все более стало преобладать влияние психологии Павлова.

В работе 1925 года А. Е. Борсиловский пытался показать пользу психоаналитического понимания ошибочных действий для криминологии. Т. А. Сидоров сделал

доклад о применении психоанализа к искусству, а Л. С. Выготский — к литературе. Фридман в своей статье (1925) подчеркивал, что психоанализ является материалистическим учением и занимается психофизической проблемой.

Постепенно критические голоса против психоанализа становились более громкими. На одном из заседаний Русского объединения в 1925 году Вульф выступил против вновь прозвучавшей критики как «возвращения старых, давно опровергнутых возражений против теории Фрейда». В статье с одноименным названием Фридман (1926) задался вопросом, противоречит ли психоанализ диалектическому материализму.

В 1927 году Лурия попросил освободить его от обязанностей секретаря объединения. Сменила его на этой должности Вера Шмид. В 1928 году Вульф ушел с поста председателя, а новым председателем объединения был избран профессор Каннабих. В 1929—1930 годах появились работы, в которых отмечался вклад Фрейда в психологию религии (Авербух 1930: «Антирелигиозная пропаганда и участие объединения»). В это время Лурия уже полностью обратился к рефлексологии Павлова. Обращает на себя внимание то, что отчеты о деятельности объединения публиковались в «Международном журнале» только до 1930 года. Тем не менее в списке членов Русского объединения в 1937 году приведены шестнадцать постоянных и пять внештатных членов.

На конгрессе в Мариенбаде в 1936 году Эрнест Джонс еще надеялся, что «возникающая в этой стране терпимость к науке» пойдет на благо психоанализа. Этой надежде не суждено было сбыться. В том же году Сталин охарактеризовал психоанализ как ненаучную идеалистическую теорию. Это привело к роспуску психоаналитических институтов и общества, а сам психоанализ был официально предан анафеме. Зигмунд Фрейд предвидел такое развитие событий. В письме Осипову в Прагу (от 23 февраля 1927 года) он писал: «Впрочем, дела у аналитиков в Советской России идут весьма скверно. Большевики с чего-то взяли, что психоанализ враждебен их системе. Им хорошо известно, что нашу науку вообще нельзя поставить на службу какой-либо партии, более того, для ее развития необходимо определенное свободомыслие. В этих условиях профессор Е. [Ермаков. — Ред.] вскоре, наверное, с меньшим рвением будет заниматься анализом, если уже его не оставил» .

Со времен сталинской чистки 1936 года официальный психоанализ в Советском Союзе уже не существует. Тем не менее несколько русских аналитиков, по всей видимости, продолжали свою работу. Свидетельством этому может служить написанная в 1941 году статья известного юмориста Зощенко. В ней он описывает анализ, которому подвергся в связи с депрессивным состоянием. Он обсуждает в ней патогенез болезни, приводит также несколько интерпретаций аналитика, не называя, однако, его фамилии. В Советском Союзе официальной считается концепция неврозов И. П. Павлова. Сам Павлов и нек

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...