В Югославии возникли несколько учебных центров; самый крупный из них находится в Загребе. Профессор Степан Бетльхейм, ученик Шильдера, основал единственную настоящую «школу» в Югославии. Классическим обучением с индивидуальным и групповым психоанализом продолжает заниматься его последователь профессор Душка Блажевич. Невозможность регулярно проводить учебный анализ является единственной до сих пор нерешенной проблемой, которая не позволяет «Институту психического здоровья» встать в один ряд с европейскими центрами. Наиболее важной фигурой являлся профессор Бетльхейм, прежде всего благодаря своей последовательной и упорной борьбе за официальное признание психоанализа как терапевтического метода и развитие групповой терапии.

Белградский профессор Войин Матич ратовал за применение психоанализа в детской психологии. В Белграде не было разработано четкой и последовательной программы обучения индивидуальному психоанализу, а потому многие терапевты занимались образованием самостоятельно и ориентировались при этом на теории Карен Хорни.

Особые заслуги в распространении психоанализа и организации психотерапевтической группы в Югославии принадлежат Владиславу Клайну. Мирко Чвраки, Виктор Комарецки, Владета Йеротич и Р. Игнатович являются авторами многочисленных работ по психоанализу; они основали отделение психотерапии и занимались психоаналитической переподготовкой врачей. Важную роль играет белградский «Институт психического здоровья» (профессор Славка Морие), где отдельные врачи также используют в своей работе теорию и методы психоанализа.

Попытки организовать обучение предпринимаются в Сараево, но и в других центрах, в частности в Любляне, успешно работают психоаналитики. Пожалуй, в настоящее время интерес все более смещается в сторону групповой психотерапии. Индивидуальный психоанализ, типичный для западных стран, практикуется чаще всего в учебных целях и по отдельным показаниям. Поскольку частной практики не существуют, развитие психоанализа по американской схеме невозможно. Поэтому больший интерес проявляется к групповым методам и балинтовским группам, хотя психотерапия проводится и в других формах, например в виде терапевтических сообществ (алкоголиков), поведенческой терапии и тд.

В Белграде обучением психоанализу занимается «post graduate group», тогда как в Загребе возможна специализация по психотерапии. Югославское общество психотерапевтов регулярно проводит конгрессы, а также раз в год семинары по отдельным проблемам психотерапии или теории психоанализа. Югославские психотерапевты участвуют в международных конгрессах; издается также журнал («Psihoterapija», Загреб). Можно надеяться, что современные тенденции в психоаналитической теории и практике найдут плодотворную почву и в Югославии.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...