Якоб Фрейд, дед Анны Фрейд по отцовской линии, родился 18 декабря 1815 года в городе Тисменитце и умер 23 октября 1896. После смерти своей первой жены он колесил по Германии, пока, наконец, не вступил во второй брак, женившись в Вене на Амалии Натанзон. Она родилась 18 августа 1835 года и прожила до 12 сентября 1930. С этой энергичной женщиной, которая часто проводила лето в Ишле, у внучки Анны установились хорошие отношения: «Моя малышка, которую Вы, должно быть, помните, находится у 80-летней бабушки в Ишле .» (Freud/Andreas-Salomй 1966,35).

В браке у Якоба Фрейда и Амалии Натанзон в общей сложности родились восемь детей, из которых Зигмунд Фрейд, родившийся 6 мая 1856, был самым старшим.

В апреле 1882 года Фрейд познакомился со своей будущей супругой Мартой Бер-найс, которая в то время гостила у семьи Фрейда. Она родилась 26 июля 1861 года. Ее отец Берман Бернайс, сын еврейского раввина, в 1869 года переехал вместе с семьей из своего родного города Гамбурга в Вену.

Мать Марты, Эммелина Бернайс, урожденная Филипс, происходила из скандинавской семьи и прожила с 13 мая 1830 года до 26 октября 1910. Как и ее супруг, она придерживалась строгой иудейской ортодоксальной веры и воспитывала своих детей в этом духе.

После свадьбы, состоявшейся 13 сентября 1886 года, Зигмунд Фрейд первое время жил в Вене на Мария-Терезия-Штрассе, 8. Здесь 16 октября 1887 года у него родилась первая дочь, Матильда, 6 декабря 1889 года родился сын Жан Мартин, а 19 февраля 1891 года — сын Оливер. Для семьи Фрейда прежняя квартира стала слишком тесной, и в августе 1891 года Фрейд переехал на Берггассе, 19. Через год он снял еще три комнаты, чтобы заниматься частной практикой. 6 апреля 1892 года У него родился младший сын Эрнст, а 12 апреля 1893 года — дочь София.

В это время Зигмунд Фрейд разрабатывает свои первые теории возникновения и динамики неврозов.

3 декабря 1895 года Фрейд, находившийся в близких отношениях с Вильгельмом Флиссом, сразу после рождения младшей дочери пишет ему письмо, в котором сообщает об этом событии: «Если бы родился сын, я бы сообщил вам об этом по телеграфу, потому что он стал бы носить ваше имя. Но раз родилась дочурка, которую я назвал Анна, вы узнаете об этом чуть позже. Она появилась на свет сегодня примерно в три с четвертью и выглядит настоящей барышней» (Freud 1962, 120).

Младшая дочь Анна была последним ребенком в семье Фрейда. По мнению Ро-зена (Roazen 1969), этот ребенок вначале не был желанным. Марта, которая очень легко беременела, полагала, что отсутствие у нее месячных в 35 лет объясняется климактерическими изменениями.

О причине выбора имени «Анна», которым была названа младшая дочь Фрейда, можно только догадываться. С одной стороны, Анной звали сестру Фрейда. С другой — Фрейд имел склонность давать своим детям, во всяком случае сыновьям, имена людей, которые для него были значимы. Так, например, если бы шестым ребенком родился сын, то он бы носил имя Флисса. Если следовать этой логике, то вполне можно предположить, что имя «Анна» имеет отношение к вошедшему в историю случаю Анны О. (см. статью М. Гротьяна в т. I).

Уже вскоре отец сообщает о своей младшей дочери широкому кругу читателей. В своей написанной в 1895—1899 годах книге «Толкование сновидений» в главе «Сон — исполнение желания» он рассказывает: «Мою младшую девочку, которой тогда было девятнадцать месяцев, утром рвало, и поэтому весь день ее держали на сухом пайке. Ночью, после дня голодания, можно было услышать, как она возбужденно восклицает во сне: "Анна Фрейд, земляника, яичница, каша"» СП/Ш, 135).

По всей видимости, Анну с самого раннего возраста брали с собой в регулярные поездки во время отпуска, поскольку 20 августа 1898 года отец сообщает Флиссу: «Римская статуэтка, которую я купил в Инсбруке, Аннерль назвала — нельзя сказать, что не к месту — "старым ребенком"» (Freud 1962, 223).

Замечания Зигмунда Фрейда об Анне указывают, однако, еще на одно семейное обстоятельство. Уже в то время, по всей видимости, между ними установились очень тесные отношения, которые можно рассматривать как основу их последующей близости. Из писем Флиссу, которые тогда составляли, пожалуй, основную часть корреспонденции Фрейда и одновременно служили обмену мыслями с его ближайшим на тот момент другом, складывается впечатление, что из всех детей Анна упоминалась чаще других. Если же речь шла обо всех детях, то об Анне сообщалось либо отдельно, либо в первую очередь.

В 1901 году Анна пошла в школу. Вначале она посещала общественную народную школу в 9-м округе Вены на Грюне Торгассе. Затем с 1905 по 1911 года она училась в Коттедж Лицеум в Вене по адресу Гимназиумштрассе, 19, где и получила аттестат зрелости. В 1965 году Анна Фрейд рассказывает о событиях того времени: «Мое первое наблюдение подобного возврата от вторичного процесса к первичному приходится на мои школьные годы, когда я училась в классе вместе с другими шестнадцатилетними девушками. Мы изнемогали от расписания уроков, в котором сложные предметы сменяли друг друга без достаточного перерыва между ними. Последствия для дисциплины были крайне неблагоприятными. Девушки, которые ранним утром были способны спокойно и внимательно следить за учителем, становились все более беспокойными, пока, наконец, на пятом или шестом уроке не начинали реагировать даже на самые безобидные высказывания преподавателей хихиканьем. Наши учителя-мужчины с негодованием называли нас за такое поведение "глупыми гусынями". Мне казалось их негодование не совсем уместным. Я понимала, что мы были слишком утомлены, но в то время взаимосвязь между усталостью и регрессией Я оставалась пока еще недоступной для моего понимания» (A. Freud 1965а, нем. изд., 100).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...