1937 год начался для Анны и ее отца с тяжелого удара. 5 февраля в Гёттинге-не умерла Лу Андреас-Саломе. Для Анны это означало потерю одного из самых близких людей, не только сопровождавшего ее в самом начале профессионального пути, но и являвшегося доверенным человеком, с которым во время многочисленных встреч и в письмах она обсуждала собственные проблемы. Сущность отношений между двумя этими женщинами можно, наверное, будет понять только после изучения их переписки.

Летом 1937 года Анна Фрейд вместе с Дороти Барлингем и несколькими коллегами организует детский сад на Рудольфсплатц в Вене. Этот детский сад, называвшийся также «Домом детей», представлял собой экспериментальную школу, организованную в соответствии с принципами Монтессори. Это учреждение продолжило традиции первой школы Монтессори, созданной в 1930 году местным самоуправлением города Вены. Анна Фрейд с давних пор была знакома с принципами воспитания итальянского врача и педагога Марии Монтессори и считалась сторонницей этой свободной индивидуальной педагогики.

Вплоть до своей эмиграции Анна работала в этом детском саду, известном также под названием «Детский сад Джексон» и финансировавшемся из Америки. Контакт с детским садом на Рудольфсплатц Анна установила еще несколько лет назад, когда в рамках обучения педагогов в Венском учебном институте проводила недельный семинар специально для персонала детского сада Монтессори.

11 марта 1938 года национал-социалисты вступили в Австрию, положив тем самым конец работе Анны в Вене.

20 марта Венское психоаналитическое объединение было ликвидировано нацистами (см. также статью В. Сольмса-Рёдельгейма в т. II).

Срок отъезда Анны и ее отца был назначен на 4 июня. Время перед отъездом заполнили бесконечные хлопоты и выполнение формальностей. Этими делами пришлось в основном заниматься Анне.

К назначенному сроку Анна и ее отец сумели вместе с матерью и двумя домработницами покинуть Вену и отправиться в Англию, куда незадолго до этого уже отправились остальные члены семьи.

Несмотря на необходимость заниматься вопросами, связанными с обустройством нового дома, и ухаживать за отцом, что отнимало теперь все больше и больше времени, уже вскоре по прибытии в Англию Анна возобновляет свою психоаналитическую работу.

Первое время она работала в рамках Британского психоаналитического общества, в которое вместе с отцом была принята сразу после приезда в Англию. Кроме того, в том же году Анна и ее отец были произведены в почетные члены Парижского общества. Одновременно уже в июне 1938 года Анна вступила в Комитет по вопросам образования Британского общества.

Анне удалось также принять участие в нескольких заседаниях 15-го Международного психоаналитического конгресса в Париже, проходившего с 1 по 5 августа 1938 года. По-видимому, состояние Фрейда было пока еще достаточно сносным, чтобы Анна могла оставить его на короткое время.

Вместе с эмигрировавшим в Нью-Йорк Федерном Анна провела четвертое научное заседание конгресса. Собственный доклад Анна Фрейд к этому конгрессу не подготовила.

Лично для нее никаких изменений в Международном психоаналитическом объединении не произошло. Она осталась и вице-президентом, и членом Международной комиссии по вопросам образования.

23 сентября 1939 года умер Зигмунд Фрейд.

Собственный путь в эмиграции

Для Анны смерть отца означала прежде всего потерю самого близкого человека. Кроме того, Фрейд, несмотря на свою болезнь и возраст, своими знаниями и авторитетом оказывал дочери защиту и помощь. Хотя Анна вела активную деятельность в рамках психоаналитического движения, она оставалась все же крайне осторожным и сдержанным человеком.

Приезд Анны Фрейд и других бывших членов Венского объединения означал теперь, что разногласия в Британском обществе с Мелани Кляйн стали еще сильнее.

В декабре 1940 года под руководством Анны Фрейд и Дороти Барлингем был организован детский дом, известный под названием «Хэмпстедский детский дом». Это учреждение не зависело от Международного психоаналитического объединения и было создано небольшой группой друзей Анны Фрейд и Дороти Барлингем. Для Анны Фрейд и сотрудников, в число которых входили в основном эмигрировавшие врачи, психологи и воспитатели, работа в Хэмпстедском детском доме явилась продолжением возникшей еще в Вене и частично реализованной идеи создания прикладного, ориентированного на воспитание детского психоанализа. Кроме того, подопечные дети являлись также подходящим объектом для психоаналитического исследования, позволявшего понять формы поведения детей в экстремальных ситуациях и тем самым способствовавшего углублению психоаналитических знаний.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...