1937 год начался для Анны и ее отца с тяжелого удара. 5 февраля в Гёттинге-не умерла Лу Андреас-Саломе. Для Анны это означало потерю одного из самых близких людей, не только сопровождавшего ее в самом начале профессионального пути, но и являвшегося доверенным человеком, с которым во время многочисленных встреч и в письмах она обсуждала собственные проблемы. Сущность отношений между двумя этими женщинами можно, наверное, будет понять только после изучения их переписки.

Летом 1937 года Анна Фрейд вместе с Дороти Барлингем и несколькими коллегами организует детский сад на Рудольфсплатц в Вене. Этот детский сад, называвшийся также «Домом детей», представлял собой экспериментальную школу, организованную в соответствии с принципами Монтессори. Это учреждение продолжило традиции первой школы Монтессори, созданной в 1930 году местным самоуправлением города Вены. Анна Фрейд с давних пор была знакома с принципами воспитания итальянского врача и педагога Марии Монтессори и считалась сторонницей этой свободной индивидуальной педагогики.

Вплоть до своей эмиграции Анна работала в этом детском саду, известном также под названием «Детский сад Джексон» и финансировавшемся из Америки. Контакт с детским садом на Рудольфсплатц Анна установила еще несколько лет назад, когда в рамках обучения педагогов в Венском учебном институте проводила недельный семинар специально для персонала детского сада Монтессори.

11 марта 1938 года национал-социалисты вступили в Австрию, положив тем самым конец работе Анны в Вене.

20 марта Венское психоаналитическое объединение было ликвидировано нацистами (см. также статью В. Сольмса-Рёдельгейма в т. II).

Срок отъезда Анны и ее отца был назначен на 4 июня. Время перед отъездом заполнили бесконечные хлопоты и выполнение формальностей. Этими делами пришлось в основном заниматься Анне.

К назначенному сроку Анна и ее отец сумели вместе с матерью и двумя домработницами покинуть Вену и отправиться в Англию, куда незадолго до этого уже отправились остальные члены семьи.

Несмотря на необходимость заниматься вопросами, связанными с обустройством нового дома, и ухаживать за отцом, что отнимало теперь все больше и больше времени, уже вскоре по прибытии в Англию Анна возобновляет свою психоаналитическую работу.

Первое время она работала в рамках Британского психоаналитического общества, в которое вместе с отцом была принята сразу после приезда в Англию. Кроме того, в том же году Анна и ее отец были произведены в почетные члены Парижского общества. Одновременно уже в июне 1938 года Анна вступила в Комитет по вопросам образования Британского общества.

Анне удалось также принять участие в нескольких заседаниях 15-го Международного психоаналитического конгресса в Париже, проходившего с 1 по 5 августа 1938 года. По-видимому, состояние Фрейда было пока еще достаточно сносным, чтобы Анна могла оставить его на короткое время.

Вместе с эмигрировавшим в Нью-Йорк Федерном Анна провела четвертое научное заседание конгресса. Собственный доклад Анна Фрейд к этому конгрессу не подготовила.

Лично для нее никаких изменений в Международном психоаналитическом объединении не произошло. Она осталась и вице-президентом, и членом Международной комиссии по вопросам образования.

23 сентября 1939 года умер Зигмунд Фрейд.

Собственный путь в эмиграции

Для Анны смерть отца означала прежде всего потерю самого близкого человека. Кроме того, Фрейд, несмотря на свою болезнь и возраст, своими знаниями и авторитетом оказывал дочери защиту и помощь. Хотя Анна вела активную деятельность в рамках психоаналитического движения, она оставалась все же крайне осторожным и сдержанным человеком.

Приезд Анны Фрейд и других бывших членов Венского объединения означал теперь, что разногласия в Британском обществе с Мелани Кляйн стали еще сильнее.

В декабре 1940 года под руководством Анны Фрейд и Дороти Барлингем был организован детский дом, известный под названием «Хэмпстедский детский дом». Это учреждение не зависело от Международного психоаналитического объединения и было создано небольшой группой друзей Анны Фрейд и Дороти Барлингем. Для Анны Фрейд и сотрудников, в число которых входили в основном эмигрировавшие врачи, психологи и воспитатели, работа в Хэмпстедском детском доме явилась продолжением возникшей еще в Вене и частично реализованной идеи создания прикладного, ориентированного на воспитание детского психоанализа. Кроме того, подопечные дети являлись также подходящим объектом для психоаналитического исследования, позволявшего понять формы поведения детей в экстремальных ситуациях и тем самым способствовавшего углублению психоаналитических знаний.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...