Организация такого способа обучения явилась, пожалуй, решающим шагом в развитии детского анализа как независимого раздела психоанализа. Если раньше он являлся всего лишь частной областью, которой можно было заниматься только после обучения анализу взрослых, то на Хэмпстедских курсах детской терапии детскому анализу впервые стали обучать как самостоятельной дисциплине, независимой от анализа взрослых.

Таким образом, заслугой Анны Фрейд следует считать то, что, начав заниматься после Первой мировой войны детским анализом, своими открытиями особого психоаналитического направления и его распространением в Венском учебном институте, а затем и в Хэмпстедской клинике детской терапии она в значительной степени повлияла на его развитие.

Именно благодаря собственным стараниям ей удавалось после эмиграции развивать детский анализ — по крайней мере в рамках своей теории — как самостоятельную область психоанализа. С учетом всех этих моментов Анна Фрейд, несомненно, являлась наиболее подходящей фигурой для того, чтобы возглавлять подобное учреждение.

Эта работа означает также и то, что Анна Фрейд впервые за годы своей жизни в Англии опять заняла позицию, соответствовавшую ее положению в психоаналитическом движении в венский период жизни, хотя в Англии ее влияние не распространялось на психоаналитическое объединение, как в Вене, ибо здесь она была всегда лишь обучающим аналитиком и не занимала влиятельных постов.

Кроме того, Хэмпстедские курсы детской терапии предоставили ей возможность обучать фрейдианскому психоанализу в чистой форме, избегая при этом трений с представителями других направлений в психоанализе, которые, например, могли бы возникнуть в Лондонском учебном институте. Поэтому ее руководящую работу в Хэмпстеде можно рассматривать как продолжение учебной деятельности в Вене.

С тех пор ежегодно на учебу принимались от четырех до восьми студентов. Хотя с течением времени обучение несколько изменилось, тем не менее основные принципы оставались теми же самыми: учебный анализ, аналитическая работа под контролем опытного аналитика, участие в обсуждении клинических случаев, а также теоретические и практические лекции и семинары.

Летом 1949 года в Лондоне Анна Фрейд приняла участие в важном совещании европейских и американских аналитиков. Проблема значительных расхождений между аналитиками двух континентов в вопросе об административных функциях

Международного психоаналитического объединения, возникшая на Парижском конгрессе 1938 года из-за позиции американцев (см. статью V. Май в т. II), не была разрешена из-за военных событий и с ними связанных последствий для международного психоанализа. Поэтому теперь возникла необходимость в соответствии с принятыми тогда решениями провести переговоры по вопросу о дальнейшем сотрудничестве и таким образом, о единстве движения. О том, что расхождения между европейцами и американцами удалось устранить, можно судить по словам Джонса, который охарактеризовал результаты этой встречи как в высшей степени удовлетворительные Участие Анны Фрейд в этих переговорах, с одной стороны, свидетельствовало о ее большом стремлении после смерти отца и эмиграции к единству аналитического движения, а с другой стороны — о том, что ее влияние осталось неизменным

В августе этого же года она выступает в Лондоне на Международном конгрессе по проблемам психического здоровья с докладом «Заметки об агрессии». Его можно рассматривать как расширенный вариант доклада, прочитанного в 1947 году перед Королевским медицинским обществом, в котором она уже освещала с психоаналитических позиций проблемы агрессии, но в этот раз, выступая перед аналитиками, она обсуждает их более обстоятельно и, скорее, в теоретическом аспекте.

Хотя на 16-м Международном конгрессе в Цюрихе Анна Фрейд ушла в отставку со своего поста генерального секретаря и ее сменила Грета Бибринг, она остается членом правления Международного психоаналитического объединения. С 1926 года она непрерывно вплоть до последних лет жизни занимала ответственные посты. Ни один человек в психоаналитическом движении не определял судьбу официального психоанализа на протяжении столь долгого времени, как она. Этот факт является, пожалуй, не только свидетельством ее особого стремления оказывать влияние на движение, основанное ее отцом, и сохранить дух учения Фрейда, но и того особого признания, которое психоаналитики выражали Анне за ее научную работу и как дочери Зигмунда Фрейда.

В апреле 1950 года Анна Фрейд впервые в своей жизни отправляется в Америку. Это путешествие приобретает особое значение, если иметь в виду расхождения во взглядах, существовавшие между американцами и европейцами в вопросе о неврачебном анализе, и что Анна Фрейд должна была убежденно отстаивать свое мнение, противоположное мнению американцев. Ее путешествие в Америку можно понимать как символический акт примирения, а оказанный ей дружелюбный прием — как попытку американцев окончательно устранить расхождения.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...