Благодаря своему богатому клиническому материалу это клиническое направление создает вместе с тем основу для осуществления остальных проектов организации. В связи с этим все пациенты подразделяются на четыре большие категории. Первая включает в себя детей с типичными детскими неврозами и служит прежде всего обучению студентов, которые проводят с этими детьми свой первый анализ.

Ко второй категории относятся дети с тяжелыми нарушениями, которые, однако, пока еще только начинают развиваться, а потому существует возможность воспрепятствовать их полному проявлению. Третью категорию составляют дети с тяжелыми заболеваниями, которые направляются в Хэмпстед из других клиник для проведения специального лечения. И наконец, четвертую группу составляют дети, участвующие в различных научных исследованиях.

Терапия проводится также и со взрослыми, то есть прежде всего с родителями детей, если это необходимо для успешного лечения ребенка. Благодаря этому становится возможным правильно понять роль родителей в возникновении патологических явлений у их детей. С этой группой также проводятся специальные научные исследования.

Вторым главным направлением в клинике является превентивная и педагогическая работа. Для этого существует детский сад, возглавляемый М. Фридман, в который принимают детей в возрасте от трех до пяти лет. В основном в него попадают дети из неблагополучных семей. Развитие этих детей обсуждается на регулярных конференциях. Тем самым с точки зрения терапевтического подхода эту группу можно непосредственно сравнить с работой Анны Фрейд на Рудольфсплатц, где она также основное внимание уделяла детям, развитие которых протекало в крайне неблагоприятных условиях.

В Хэмпстеде существует небольшая группа слепых детей, руководимая А. Кар-зон и Дороти Барлингем. Цель создания этой группы прежде всего заключается в том, чтобы ознакомить матерей с изменившимися потребностями такого ребенка и тем самым добиться того, чтобы развитие этих детей, страдающих тяжелым физическим недугом, вопреки всему протекало в нормальном русле. Вместе с тем эта группа является объектом исследования, проводимого в рамках проекта, посвященного изучению слепых детей.

В одной из групп, возглавляемой детским врачом Жозефиной Штросс, объединены матери и их дети в возрасте до двух лет. Цель этой группы — помочь им в этот сложный период выстроить отношения между собой.

Третьим главным направлением в Хэмпстедской клинике являются различные исследовательские проекты. Во всех исследовательских группах Анна Фрейд выступала в качестве консультанта и принимала участие в дискуссиях по возникавшим проблемам.

Как уже отмечалось выше, по сравнению с работой на Рудольфсплатц научные исследования Анны Фрейд проводились с новыми категориями больных и опирались как на метод непосредственного наблюдения, так и на изучение групп. В ранний период развития психоанализа изучению людей, страдавших одинаковым сим-птомокомплексом, препятствовало уже то, что отдельный аналитик занимался больными в бессистемной последовательности. Поэтому ранние открытия психоанализа скорее были случайны и возможны только потому, что техника терапии была идентична исследованию психических констелляций, а потому терапия позволяла получить и новые данные. Однако благодаря созданию психоаналитических клиник и амбулаторий в работе с больными произошли существенные изменения, поскольку теперь появилась возможность оценивать и сопоставлять огромное число разных случаев. С этой целью Анна Фрейд провела в Хэмпстеде систематизацию психоаналитических исследований. При этом особенно привлекательными оказались два пути. Во-первых, подобная работа включает в себя сопоставление клинического материала, полученного несколькими аналитиками, и, во-вторых, наблюдение за отдельными детьми, собранными в группах.

Последний момент имеет особое значение для психоаналитического исследования, поскольку таким образом восполняется ощутимый недостаток экспериментальных исследований в психоанализе. Их недостаток обусловлен тем, что аналитическая техника заключается в оживлении пережитых ситуаций, а потому понять психические реакции непосредственно в искусственно создаваемой экспериментальной ситуации не представляется возможным. В настоящее время этот недостаток устранен в психоанализе — прежде всего благодаря Анне Фрейд — следующим образом: в группу объединяют детей, которые находились в аналогичной внешней ситуации или переживают ее в настоящее время. Благодаря их анализу появляется затем возможность найти нечто общее во всех их реакциях.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...