Во-вторых, благодаря такой форме обобщения аналитического материала открывались новые пути исследования, при этом прежде всего появлялась возможность сопоставления разных случаев.

Индексация материала проводилась по двум основным пунктам. Сначала собиралась общая информация о пациенте, например об условиях, в которых развивался ребенок, о семейной истории или о болезнях ребенка. Затем в качестве одного из важнейших пунктов в индексе отражались данные, выявленные в процессе психоаналитической терапии. Этот аналитический материал классифицировался по таким рубрикам, как объектные отношения, проявления влечений, Сверх-Я, защитные механизмы или аналитическая техника. О целях создания индекса Анна Фрейд говорит следующим образом: «Этой трудоемкой работой мы хотим создать своего рода "коллективную аналитическую память", то есть собрать аналитический материал, который вместо знания об отдельном человеке содержит множество фактов, которые должны собрать многие авторы и которые поэтому выходят за тесные рамки индивидуального опыта и тем самым предоставляют возможность глубокого исследования, сравнения случаев, дедукции и обобщения и, наконец, способствуют развитию основ клинической терапевтической работы» (Writings, Vol. VII,

Наряду с «линиями психического развития» этот индекс представляет собой одну из важнейших попыток Анны Фрейд разработать новые методы психоаналитического исследования. Этими разработками она стремилась создать психоанализ, способный конкурировать с другими науками, и они отражают ее собственное развитие как ученого в послевоенные годы.

То, что Анна Фрейд, несмотря на свой семидесятилетний возраст, сохраняла научную и организаторскую гибкость, она доказала на Международном психоаналитическом конгрессе 1963 года в Стокгольме. Она выступала на нем за более активное привлечение молодых коллег к участию в научных дискуссиях. Она считала, что выступления молодых аналитиков позволят получить представление о новых научных интересах и тенденциях в психоанализе, которые затем можно обсудить с более опытными коллегами.

12 июня 1964 года Анне Фрейд, получившей уже до этого звание почетного доктора юриспруденции, присваивается звание почетного доктора наук Филадельфийского колледжа Джефферсона. Роберт Вельдер, бывший сотрудник Анны Фрейд в Вене и к тому времени профессор психоанализа в тамошнем институте, произнес торжественную речь. В своей ответной речи Анна Фрейд рассказала о собственном обучении психоанализу, а также о трудностях, существовавших в то время, в сравнении с современными методами.

3 декабря 1965 года Анна Фрейд отмечала свое семидесятилетие. По ее личной просьбе в этот день не проводилось никаких намеченных торжественных мероприятий в ее честь. Но вскоре после этого ей были присвоены еще два звания почетного доктора, а именно почетного доктора права Шеффилдского университета и почетного доктора наук Чикагского университета.

Однако главным событием 1965 года стала все же публикация ее новой книги «Норма и патология в детстве. Оценка развития». Три года спустя появился также немецкоязычный вариант этой книги. Эта книга является результатом более чем 15-летней работы в Хэмпстедской клинике детской терапии и представляет собой один из важнейших трудов Анны Фрейд. В ней дается информация о научном развитии Анны Фрейд и в подробной форме изложены ее нынешние представления о психоанализе. В этой книге она опубликовала свои идеи о «линиях психического развития» и тем самым внесла важные новшества в свою психоаналитическую теорию, благодаря которым появилась возможность рассматривать развитие человека в сравнении и с учетом определенных норм. Ее теория основана на идее о том, что благодаря изолированному рассмотрению отдельных фаз психического развития многие феномены, например судьба отдельных компонентов влечений, формирование инстанций Я и Сверх-Я, нарушение комплексного развития личности, можно свести к определенным фазам детства. Исследовательскими группами в Хэмпстедской клинике были изучены линии психического развития как нормальных детей и взрослых, так и психотиков. В свою очередь благодаря этому методу появилась возможность проводить сравнительное исследование отдельных случаев, изучать психические процессы нормального детского развития и проще дифференцировать пограничные случаи и патологические.

В 1969 году в «Международном журнале психоанализа» среди участников Международного конгресса в Риме имя Анны Фрейд не упоминается. Однако в нем сообщается, что Анна Фрейд получила еще одно почетное звание доктора, на этот раз Иельского университета.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...