Своих первых пациентов Анна Фрейд анализировала частным образом в собственном доме. У нее был рабочий кабинет, обустроенный отцом. Он располагался на том же этаже, где жил Фрейд, и был отделен от его кабинета коридором.

Хотя Анна Фрейд по тогдашним понятиям получила полноценное аналитическое образование и практиковала, к ней, как и к ее коллегам того же возраста, аналитики старшего поколения все же не относились как к равной. В течение многих лет новичков несколько пренебрежительно называли «неопытными». В то время еще не было тех отношений между обучающими аналитиками и кандидатами, которые возникли в результате последующей институционализации образования, однако между двумя группами аналитиков существовала большая дистанция. Сама Анна Фрейд лишь слушала на заседаниях объединения доклады, но не участвовала в дискуссиях старших коллег, к которым можно причислить Нунберга, Дойч, Фе-дерна, Хичманна и Иекельса.

Этим во многом объясняется то, что новички образовали дискуссионную группу, которая, что показательно, называлась «детским семинаром» — не только потому, что в ней обсуждались, например, вопросы детского анализа, но и потому, что начинающие аналитики обсуждали свои проблемы и трудности. Помимо Анны Фрейд, в работе этой группы принимали участие Жанна Лампль-де Гроот, Марианна Крис, Эрнст Крис, Роберт Вельдер, Анни Катан, Вильгельм Райх, Эдуард Бибринг, Грета Бибринг и, вероятно, Хайнц Гартманн.

После первых анализов взрослых пациентов Анна Фрейд обратилась к анализу детей. Детский анализ как особое направление в психоанализе в то время находился лишь на стадии становления, а его технические отличия от анализа взрослых еще не совсем были понятны.

Пожалуй, первым в истории психоанализа детским анализом можно назвать анализ фобии маленького Ганса, проведенный в 1909 году самим Фрейдом. Но здесь все же нельзя говорить о детском анализе в современном понимании, поскольку проблемы, связанные с его техникой, в то время особого значения еще не имели.

Возникновение настоящего детского анализа следует отнести к периоду Первой мировой войны. Тогда произошли события, которые Анна Фрейд сама называет «расширением диапазона психоанализа» (Writings, Vol. VII, 49). В то время отдельные аналитики стали заниматься лечением не только неврозов, но и других нарушений, а также распространили анализ на различные возрастные группы. Зигфрид Бернфельд и Айххорн стали работать с беспризорными и педагогически запущенными подростками. Задгер обратился к перверсиям, а Федерн начал проводить анализ с психотическими больными.

Детский анализ как особое направление в психоанализе вначале был представлен в Вене Герминой Хуг-Хельмут. Она стала первой, кто начал систематически заниматься изучением детской психики. Она, как и многие ее последователи, была по образованию педагогом и считала педагогическое воздействие на ребенка одним из важнейших аспектов детского анализа. Свои основные представления в этой области она изложила в работе «О технике детского анализа» (Hug-Hellmuth 1920).

В 1919 году в Будапеште Мелани Кляйн прочитала доклад под названием «Детское развитие», посвященный проблемам детского анализа. Из Будапешта в 1921 году она приехала в Берлин, где продолжила свою работу и дополнила представления о детском анализе теорией раннего анализа и игровым методом. В конечном счете в 1926 году она перебралась в Лондон и именно там окончательно разработала теорию кляйнианского психоанализа, которая составляла полную противоположность аналитическим воззрениям Анны Фрейд (см. статью Р. Ризенберг в этом томе).

Наконец, следует упомянуть также Аду Мюллер-Брауншвейг. Вначале она работала под руководством Термины Хуг-Хельмут в Вене, а затем в 1922 году в Берлине; в этом, пожалуй, можно увидеть определенную связь между Герминой Хуг-Хельмут и Мелани Кляйн.

В то время в Вене в большей степени, чем в остальных психоаналитических центрах, стал развиваться педагогически ориентированный психоанализ. Уже к концу Первой мировой войны Бернфельд вместе с Хоффером возглавил детский дом Баум-гартен, в который принимались беспризорные еврейские сироты. Именно тогда они предприняли первую попытку применить психоанализ к воспитанию.

Вскоре после этого в Вене были организованы консультационные центры, в которых аналитики занимались в первую очередь педагогическими проблемами. Айх-хорн работал педагогом-консультантом при городской службе по делам молодежи в Вене, и, наконец, уже тогда члены Венского объединения читали лекции и проводили семинары для социальных работников и воспитателей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...