Помимо того, что Анна Фрейд ухаживала за отцом и была его представителем, она разрабатывала собственные психоаналитические идеи и концепции. Новое направление в психоанализе, детский анализ, приложение психоанализа к области педагогики и, наконец, организация обучения психоанализу в только что созданном Венском учебном институте также требовали от Анны большой энергии.

В октябре 1926 года Генрих Менг и Эрнст Шнайдер основали «Журнал психоаналитической педагогики». Этот журнал появился в результате событий последних лет, когда психоанализ стал все больше применяться для решения проблем воспитания, но печатный орган, где можно было бы обсуждать соответствующие вопросы, отсутствовал. Поэюму вполне естественно, что Анна Фрейд приняла участие в издании этого журнала.

По-видимому, в 1932 году между Паулем Федерном и Анной Фрейд возникли существенные разногласия в вопросах редакционной деятельности. Когда Федерн попросил у Фрейда разрешения излагать непонятные для широкой публики статьи в более доступной форме, тот ему ответил, что статьи либо должны печататься в неизменном виде, либо от них надо отказаться. Сын Пауля Федерна, Эрнст Федерн, усматривает в этих разногласиях полемику между своим отцом и Анной Фрейд — федерн придерживался первоначального замысла Шнайдера и Менга, которые хотели, чтобы журнал был адресован широкому кругу читателей, тогда как Анна Фрейд, Айххорн и Хоффер стремились издавать журнал, посвященный исключительно детской психоаналитической терапии. Если дело обстояло действительно так, то это согласуется с высказанным в самых разных работах мнением Анны Фрейд, что психоанализ следует рассматривать строго в научных рамках, где отличные от психоанализа представления не должны фигурировать. Вследствие указанных разногласий Федерн вышел из редакционного совета.

В 1926 году деятельность Анны Фрейд в области психоаналитической педагогики стала еще более активной. Сам Фрейд особенно хвалит эту работу дочери: «Фактически из всех применений психоанализа преуспевает только одно, начало которому было положено Вами [Оскаром Пфистером], — применение психоанализа в педагогике. Я очень рад, что моя дочь начинает здесь кое-чего добиваться» (Freud/ Pfister 1963,112).

Этот факт подтверждается также и тем, что, работая в учебном институте, Анна способствует распространению психоанализа. На Международном психоаналитическом конгрессе 1927 года Хелен Дойч сообщила: «В последние годы в деятельности учебного института все большее внимание стало уделяться пропаганде. Краткий цикл лекций, прочитанный в институте фрейлейн Фрейд, фрау Шаксель, доктором Айх-хорном и доктором Хоффером, нашел большой отклик как раз в этих кругах, которые особенно важны для психоанализа, то есть среди педагогов, социальных работников, медсестер и т.д.» После занятий с педагогами в 1928 году Анна прочитала несколько докладов перед венскими воспитателями, работающими в группе продленного дня.

В мае 1927 года состоялся важный для работы Анны Фрейд симпозиум, организованный группой Мелани Кляйн. В связи с публикацией первой книги Анны Британское психоаналитическое общество провело дискуссию под названием «Симпозиум по детскому анализу», которая в полном объеме опубликована в 8-м томе журнала «International Journal of Psychoanalysis*.

Фрейд болезненно отреагировал на эту дискуссию, в которой прозвучала довольно резкая критика его дочери, особенно потому, что в ней участвовал Эрнест Джонс. В длинном письме, адресованном Джонсу, он выдвигал обвинения, что в Англии проводится открытая кампания против его дочери; это привело также и к значительным расхождениям между Джонсом и Фрейдом во взглядах на детский анализ, не в последнюю очередь и потому, что, по мнению Фрейда, его дочь подверглась нападкам человека, пользовавшегося открытой поддержкой самого Джонса. Возможно, решающим моментом в этих разногласиях явилась привязанность Фрейда к дочери, хотя они объяснялись также и принципиальными теоретическими расхождениями. Анна Фрейд также отреагировала на критику, прозвучавшую из Лондона, в январе 1928 года выступив перед Венским объединением с кратким сообщением о дискуссии в Лондоне. К сожалению, по информации, содержащейся в «Журнале», нельзя сделать вывода о том, что именно она сказала тогда по поводу этих противоречий.

И критика Анной Фрейд разработанного Мелани Кляйн метода детского психоанализа, и незамедлительная реакция учеников Кляйн, высказанная в резкой форме, указывают на то, что спор между двумя этими направлениями должен был разгореться значительно раньше, а книга Анны Фрейд явилась для него лишь внешним поводом. Фенихель в своем сообщении на Лондонском симпозиуме также указывал, что по этим вопросам уже давно проводились бурные дискуссии.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...