Отталкиваясь от этих представлений, Анна Фрейд в дальнейшем развивает идею об отдельных линиях психического развития, исследование которых позволяет точно оценить нарушения, лежащие в основе невроза. В своей книге 1965 года она еще раз подчеркивает, что только детский невроз можно считать показанием к анализу. Анализ детей, где ставится цель оказать помощь в воспитании и развитии, подобный тому, который проводила, например, Мелани Кляйн, ставится Анной Фрейд под сомнение, поскольку в таком случае выполняется задача, которую обычно приписывают Я ребенка и внешнему миру. Нельзя также и любое отклонение в психическом развитии ребенка считать показанием, поскольку ребенок и сам стремится к тому, чтобы развиваться, а потому такие нарушения могут исчезать спонтанно. Сложная задача при постановке диагноза заключается в том, чтобы распознавать подобные случаи и отличать их от нарушений развития, вызванных детским неврозом, где действительно нужен анализ.

В 1930 году появляется книга Анны Фрейд «Введение в психоанализ для педагогов», в которую вошли четыре ее доклада, прочитанные в 1928 году перед воспитателями детских садов Вены. В 1929 году главный раздел этой книги — глава «Отношения между психоанализом и педагогикой» — был опубликован в «Журнале психоаналитической педагогики».

Содержащиеся в этой книге статьи представляют собой попытку вооружить основными психоаналитическими знаниями неаналитиков, которые могли бы их использовать в своей педагогической деятельности. « .Таким образом, я надеюсь, у вас создалось впечатление, что новая наука при более близком знакомстве с нею должна помочь вам в вашей сложной работе» (A. Freud 1930, нем. изд., 1971,11).

Примечательна деликатность, с которой Анна Фрейд в этой книге знакомит педагогов с материей психоанализа. Автор не только пытается дать читателям представление о теоретических понятиях психоанализа, но и в дидактической форме с позиции аналитика рассказывает о своих ежедневных наблюдениях в детских садах.

В последней главе Анна Фрейд определяет значение психоанализа для педагогики. С одной стороны, она говорит о необходимом ограничении воспитательных мер Аля формирования толерантного Сверх-Я, с другой стороны, она рассматривает опасности, которыми чреваты слишком слабые воспитательные запреты для формирования социального поведения индивида, доказывая это примерами, приведенными в работе Айххорна (Aichhorn 1925), посвященной беспризорным подросткам. Она указывает на средний путь между слишком свободным и слишком строгим воспитанием, представляющий собой компромисс между удовлетворением и ограничением влечений. Только благодаря этой форме психоаналитической педагогики можно воспитать свободного, самодостаточного человека.

О необходимости психоаналитического образования воспитателей, и особенно сурдопедагогов, Анна Фрейд говорит также в своей статье 1932 года «Воспитатель и невроз». Поскольку к тому времени общее аналитическое образование уже было неразрывно связано с детским анализом, она подчеркивает важную роль сурдопедагогов и воспитателей и одновременно выступает в защиту неврачебного анализа.

В статье «Воспитание маленького ребенка с психоаналитической точки зрения» (1934) Анна Фрейд также видит задачи психоаналитической педагогики в нахождении среднего пути между запретами и разрешениями. Этот путь особенно важен на ранних стадиях детского развития, поскольку по мере взросления и особенно в латентный период ребенок испытывает не столь сильное напряжение, обусловленное конфликтами, и более доступен воспитанию. Из этого автор делает вывод, что задачи воспитателей детских садов являются гораздо более важными, чем задачи, стоящие перед воспитателями детей старшего возраста

Надежды, которые Анна Фрейд вначале возлагала на психоаналитическую педагогику, в дальнейшем большей частью не оправдались. Тогдашний оптимизм в этих вопросах проистекал, пожалуй, из чрезмерного акцента на внешних факторах развития и позднее потух, когда стала известна сила неизбежных внутренних конфликтов индивида. Сама Анна Фрейд писала об этом в книге «Я и защитные механизмы». В 1954 году в своей статье «Психоанализ и воспитание» она подробно рассматривает оба аспекта психоаналитического воспитания. В 1965 году Анна Фрейд обобщает приобретенные ею знания, относящиеся к данной проблеме: «Таким образом, психоаналитическая педагогика в общем сохраняет ту цель, которую она поставила в самом начале. Воспитывающиеся в новых условиях дети, возможно, в каком-то смысле являются другими по сравнению с детьми прежних поколений. Но они не избавлены от тревог и конфликтов и поэтому не меньше их подвержены невротическим и другим психическим расстройствам. Причина неудачи заключается здесь не в осечке воспитательных средств, а в наших неправомерных ожиданиях . Психоаналитический опыт показывает, что неврозы — это цена, которую платит человечество за культурное развитие. Оно, Я и Сверх-Я как психические инстанции имеют свое собственное происхождение, свой собственный смысл, свои собственные намерения и свои собственные методы действия. То, что они находятся в противоречии друг с другом, столь же естественно и столь же неизбежно, как и последствия, которые осознаются индивидом в форме внутренних конфликтов. Свобода от конфликтов и целостность личности являются, следовательно, недостижимыми идеалами для культурных людей» (A. Freud 1965а, нем. изд., 17—18).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...