Тем не менее Анна Фрейд всегда стремилась обратить приобретенные в психоанализе знания в практические рекомендации для педагогов и всех людей, которые имеют дело с детьми.

Исходным пунктом трудов Анны Фрейд, посвященных защитным механизмам, являлись сложившиеся благодаря всей ее предыдущей работе представления о детском анализе.

Ее книга «Я и защитные механизмы» вышла в свет в 1936 году в Международном психоаналитическом издательстве. В этой важной работе четко и обстоятельно описывается роль защиты и ее психоаналитическая проработка, что значительно углубляет понимание способа функционирования психического аппарата (см, соответствующую статью А. Холдера в т. I). Здесь Анна Фрейд не ставила цель как можно более подробно изложить и описать все защитные механизмы; в ней она на конкретных примерах описывает многообразие и сложность понятия защиты. Подобную форму представления аналитических знаний следует расценивать как дидактическую. Если другой автор, столь же детально анализируя защитные механизмы, возможно, сделал бы особый акцент на подробной классификации различных форм защиты и хронологическом порядке их появления, то Анна Фрейд, описывая проблемы отдельных пациентов, демонстрирует границы тогдашнего знания и указывает на необходимость дальнейших исследований. Ясность проблемы, достигнутая благодаря такой сдержанности, по достоинству оценена во всех комментариях к этой книге (см. также статью В. Шмидбауэра в т. II).

Если обратиться к идеям, касающимся защиты и переработки сексуальных фантазий, высказанным Анной Фрейд в первой научной работе, то можно предположить, что проблемы защиты интересовали ее еще в 1922 году, когда она писала свою статью «Фантазии об избиении и дневные грезы».

Другие основные идеи, содержащиеся в этой книге, можно обнаружить в неопубликованных докладах, с которыми она выступала на конгрессах. На Оксфордском конгрессе 1929 года Анна Фрейд прочитала доклад под названием «Эквивалент страха животных у детей». Основные высказанные здесь представления можно найти в 4-й главе ее книги. Работа «Невротические механизмы под влиянием воспитания», прочитанная на конгрессе в Висбадене, находит свое отражение в разделе «Примеры избегания реального неудовольствия и реальной опасности». Третий доклад, озаглавленный «О проблеме пубертата», был прочитан в 1934 году в Люцерне; в нем проводятся параллели между констелляциями влечений в раннем детстве и в пубертате. Теперь эти представления излагаются в разделе «Защита из страха перед силой влечения».

Мы обнаруживаем здесь теоретическую основу для критики Мелани Кляйн, которая в детском анализе выдвигает на передний план игровой метод и символическое толкование. Вследствие недостатков, присущих символической интерпретации, не учитываются неизвестные компоненты Я, из-за чего картина получается искаженной. Только анализ бессознательной защитной деятельности Я позволяет понять судьбу влечений-желаний и фантазий. Таким образом, путь к Оно через проработку защит является для Анны Фрейд альтернативой непосредственному проникновению в Оно с помощью символической интерпретации, за которое ратовала Мелани Кляйн.

Что касается детского анализа, то здесь важную роль играет введенное Анной Фрейд понятие защиты от аффектов. Под этим она понимает, что Я отвергает не только требования влечений, но и сопутствующие аффекты, такие, как любовь, тоска, ревность, ненависть, гнев или ярость. В чем бы ни проявлялись эти трансформированные аффекты, данный процесс следует приписывать деятельности Я. Изучение трансформаций аффекта позволяет проводить анализ ребенка со стороны его Я и получить верное представление о его личности. Благодаря такому процессу ей удалось обойти стороной опасность, возникавшую из-за односторонности кляйниан-ского символического толкования, когда в результате детского анализа можно было получить богатую информацию об Оно, тогда как знания о детском Я оставались скудными.

В качестве примеров типичных защитных механизмов приводятся «идентификация с агрессором» и «особая форма альтруизма». Оба термина стали классическими понятиями в психоанализе. Первое понятие получило широкое распространение, о втором, как ни странно, часто забывают.

В последней главе Анна Фрейд описывает «защиту из страха перед силой влечения» на примере пубертатного возраста. Анна Фрейд использует понятия пубертатного аскетизма и интеллектуализации, чтобы объяснить меры, предпринимаемые Для борьбы с возрастающей силой влечений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...