Другие подробно описанные линии касаются развития функций Я на примерах развития от сосунковой стадии к рациональному питанию, от неопрятности к приучению к чистоте и от безответственности к ответственности за собственное тело. На двух других примерах продемонстрирован путь от эгоизма к дружбе и от аутоэротики к игрушке.

Что касается хронологии отдельных линий развития, то следует отметить, что при обычном развитии ребенка отдельные линии ведут себя дисгармонично, то есть ребенок по одной линии развития достигает ступени, которую по другим линиям он уже перешагнул или еще не достиг. Прогрессия по отдельным линиям протекает, следовательно, с разной скоростью. Причина этого заключается в том, что созревание ребенка происходит исключительно со стороны Оно, а со стороны Я он обладает тенденциями, включающими в себя стремление к организации психической структуры. Все остальные критерии, по которым можно судить о прогрессии линий развития, берутся из внешнего мира. Решающее значение при этом придается матери, которая своим отношением к ребенку стимулирует у него определенные процессы развития, тогда как другие она может сдерживать.

Преимущества, вытекающие из рассмотрения линий развития, Анна Фрейд демонстрирует на примере поступления ребенка в детский сад. Вместо способного внести путаницу возраста или коэффициента интеллектуального развития она вводит минимальные показатели уровня развития ребенка по разным линиям, которых он должен достичь, чтобы с пользой для себя посещать детский сад.

При оценке уровня, достигнутого ребенком, значение имеют не только процессы прогрессивного развития, но и возможная регрессия, которая отбрасывает ребенка с достигнутой ступени на более низкую. Эта регрессия должна рассматриваться как фактор психического развития. Сначала она может распространяться на влечения и либидо. При этом особую роль играют так называемые точки фиксации; они представляют собой цели влечений и объекты, которые были катектирова-ны инстинктивной энергией на ранних стадиях жизни ребенка, но от которых он затем отказался в ходе дальнейшего развития. В этом процессе определенные частицы энергии сохраняются, благодаря чему при определенных условиях прошлые цели влечений и объекты становятся точками фиксации.

Различие между регрессией Я и регрессией влечений заключается в том, что последняя скачкообразно возвращает ребенка к точкам фиксации, тогда как первая «спускает по лестнице» в предопределенной последовательности.

Регрессия предоставляет ребенку большие возможности для адаптации, поскольку такой возврат позволяет ему переносить неприятные актуальные переживания, не оказываясь в их власти. Но это благотворное для здоровья воздействие регрессия оказывает только в том случае, если она является кратковременной и обратимой. Если регрессия становится постоянной, она превращается в патогенный фактор (см. соответствующую статью Р. Хайнца в т. I). Из предыдущих рассуждений становится очевидным, что негармоничное развитие личности, с одной стороны, обусловлено различной скоростью прогрессии, а с другой — разной длительностью регрессии на линиях развития.

Что касается конечного прогноза детского развития, то здесь определяющими являются индивидуальные особенности ребенка, которые при правильном воспитании могут уберечь от аномального развития. К ним относятся способность справляться с неудовольствием и тревогой, а также способность к сублимации.

В основе развития социального поведения лежат определенные процессы. Вначале новорожденный полностью находится во власти принципа удовольствия. Первые ограничения, с которыми он сталкивается, — это ограничения со стороны матери, которая, таким образом, становится первым человеком, устанавливающим для него законы. В ходе дальнейшего развития ребенка телесные потребности отступают на задний план, а их место занимают влечения-желания, возникающие в борьбе с внешним миром. Однако борьба как таковая сохраняется и вместе с нею сохраняется также непослушное и строптивое поведение ребенка. И только с формированием Сверх-Я эгоистичные желания подвергаются фрустрации со стороны внутренних идеалов вместо фрустрации со стороны внешнего мира (см. соответствующую статью Д. Айке в т. I). Ребенок становится сам себе судьей. Этот предначертанный путь теперь подвергается различным влияниям, которые могут обусловливать направление социализации и диссоциальности (см. статью Д. Шюппа в т. II). Прежде всего обязательным условием социализации является переход от принципа удовольствия к принципу реальности, хотя сам по себе принцип реальности не является гарантом социального поведения. Большое значение имеет также развитие Я. Если говорить о функциях Я, то память, логическое мышление, проверка реальности и владение моторикой являются такими же предпосылками социализации, как и механизмы Я, например подражание, идентификация и интроекция, играющие важную роль в формировании Сверх-Я. Негативное влияние на тенденции социализации оказывают постоянные вмешательства со стороны Оно. Хотя его влечения-желания, как правило, отражаются с помощью защитных механизмов и, таким образом, перестают быть помехой с точки зрения социального будущего, сама по себе защита оказывает также сдерживающее, ограничивающее и обедняющее воздействие на личность. Важной причиной неудачи социализации является отсутствие слияния агрессивных и либидинозных стремлений из-за недостатка постоянных объектных отношений.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Последователи Фрейда
...