В качестве социальных и диссоциальных форм поведения в конечном счете можно рассматривать установки в отношении общества, которые сформировались у индивида еще по отношению к своим родителям. Аналогичным образом Анна Фрейд рассматривает также проблему гомосексуальности. Нормальные привязанности ребенка к объекту в зависимости от стадии развития можно обнаружить как в гомо-, так и гетеросексуальных отношениях. Хотя при анализе взрослых можно вскрыть инфантильные корни отклонений от нормальной сексуальной цели, тем не менее возникновение гомосексуальности нельзя предсказать на основе соответствующих фактов, полученных при непосредственном наблюдении за детьми или в процессе детского анализа. И все же в детстве можно выявить определенные позитивные и негативные влияния, препятствующие или способствующие развитию гомосексуального поведения. Точно так же и на основе других детских перверсий нельзя точно предсказать последующее поведение. «Парциальное влечение, которое в одном из описанных отношений (по времени или по интенсивности) отличается от нормы, с одной стороны, может в дальнейшем опять оказаться под приматом генитальной зоны, но, с другой стороны, может и сохранить свое центральное место и, таким образом, стать ядром последующей перверсии» (A. Freud 1965а, нем. изд., 190).

Выводы, которые делает Анна Фрейд, касаются прежде всего детской аналитической терапии. Хотя другие виды лечения часто приносят хорошие результаты, детский анализ является все же более надежным средством, поскольку, с одной стороны, он не зависит от исходно ориентированной лишь на тяжелые заболевания классификации детских расстройств, а с другой стороны, он дает новые знания и, следовательно, служит научным целям.

На 25-м Международном конгрессе 1967 года Анна Фрейд выступает с докладом о значении термина «отыгрывание» (acting out) в психоанализе. Этот термин служит примером исторического развития понятия, которое употребляется в неизмененной форме в рамках изменившихся психоаналитических представлений. Изначально термин «отыгрывание» был введен Фрейдом в противоположность понятию «вспоминание». Чем сильнее сопротивления в процессе анализа мешали пациенту вспоминать, тем сильнее он предавался отыгрыванию, которое лежало в основе навязчивого повторения пациента. Но стало также понятным, что хотя отыгрывание и являлось заменой воспоминаний, с позиции Оно его следовало рассматривать также как возможность удовлетворения когда-то не удовлетворенных импульсов. Тем не менее в ранний период психоанализа отыгрывание считалось неизбежным дополнением к процессу вспоминания, если незадолго до моторного действия посредством запрета соблюдалось основное аналитическое правило. С течением времени в аналитической теории произошло смещение интереса от фаллически-эдиповой фазы к доэдиповой фазе с ее ранними отношениями между матерью и ребенком. При этом, однако, оказалось, что забытое прошлое, особенно доречевой период, никогда не входило в организацию Я, то есть эти содержания подвергались первичному вытеснению. Следовательно, данный период нельзя было воспроизвести в памяти, о нем можно было судить только при переносе в форме невербального отыгрывания. Смещение акцента в аналитической терапии на перенос произошло также благодаря особому интересу к механизмам Я; в результате значительно большее внимание стало уделяться и отыгрыванию при переносе. Кроме того, такое изменение было обусловлено также тем, что в теории влечений стали больше учитываться компоненты агрессивных влечений, которым гораздо проще найти свое выражение в форме отыгрывания.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...