В случае ребенка он сам может выступать и в качестве потерянного объекта, и в качестве того, кто объект потерял. Если родители теряют ребенка, то это связано не только с внешними обстоятельствами, такими, например, как толчея или плохая видимость, но и прежде всего с недостаточной родительской связью с ребенком, из-за чего тот чувствует себя заброшенным, а затем и в самом деле теряется. Поэтому после такого события дети обвиняют не себя, а мать, которая его потеряла, что иллюстрируется примером мальчика, который говорит матери: «Ты меня потеряла». И наоборот, недостаточная привязанность к родителям приводит к тому, что ребенок часто теряется, начинает прогуливать уроки и бродяжничать. Дети с таким поведением не обвиняют других людей, но и не чувствуют себя виноватыми. Чувство или реальное переживание заброшенности может стать причиной того, что дети постоянно теряют вещи или кладут их в определенное место, а затем не могут найти.

В своем дискуссионном докладе на Нью-Йоркском симпозиуме «Расширение диапазона показаний к психоанализу» (A. Freud 1954b) Анна Фрейд прежде всего рассматривает различные аспекты аналитической ситуации переноса и отношения между аналитиком и пациентом.

Тот факт, что во время анализа два аналитика могут давать различные интерпретации материала, но при этом конечный результат в целом оказывается одинаковым, был известен Анне Фрейд еще в период ее работы в Вене. В качестве причины различных интерпретаций рассматриваются определенные склонности аналитиков перерабатывать тот или иной материал предпочтительным для них способом. Однако связи с контрпереносом, которым можно было бы объяснить такие процессы, не существует. Скорее всего, в основе их лежит индивидуальное поведение пациента и индивидуальные реакции аналитика, которые обусловливают вариативность реальных отношений. Таким образом, причиной этого является не неразрешенный невротический конфликт пациента или аналитика, лежащий в основе переноса или контрпереноса, а личность того и другого. Поэтому даже при самом строгом соблюдении аналитических правил возникают определенные изменения, которые в свою очередь позволяют делать выводы о личности обоих людей. Из-за этих реальных личностных особенностей аналитика и пациента даже в рамках аналитической ситуации должно существовать определенное пространство для развития истинных отношений, к тому же при настоящих неврозах переноса такие отношения никогда полностью не исчезают. Учет этих различных процессов помогает предотвратить ошибочное объяснение определенных враждебных реакций неврозом переноса

В книге «Пути и заблуждения в детском развитии» Анна Фрейд обобщает свои представления о роли невроза контрпереноса и отношений между аналитиком и пациентом. В этой работе она рассматривает также вопрос, насколько правомерно для аналитика формировать в процессе анализа отсутствующие объектные отношения. На примере ранних потерь объекта вследствие военных событий она показывает, что у таких пациентов вследствие недостаточных объектных отношений не формируется перенос. Только после установления объектных отношений появляется возможность возникновения переноса (см также статью М. Хоффмайстер в этом томе).

В своих рассуждениях на тему «Проблема метода во взрослом анализе» (A. Freud 1954d) Анна Фрейд вновь обращается к некоторым вопросам, затронутым в предыдущей статье. Однако самым важным моментом здесь является все же требование строгого соблюдения аналитических правил. Признавая необходимость корректировки аналитических правил, Анна Фрейд все же указывает на опасности, возникающие в процессе анализа, и поэтому выступает за как можно более неискаженную технику, изменения которой основаны на теории. «Отступления, в основе которых лежат не теоретические мотивы, а практические, финансовые или личные соображения автора, имеют другую природу и не представляют никакой пользы» (Writings, Vol. IV, 381). Особенно часто подобные нарушения аналитических правил встречаются у молодых аналитиков, когда они рассматривают эти правила либо как излишнее принуждение, либо как нежелательный барьер между собой и пациентом. Однако для Анны Фрейд использование кушетки, свободные ассоциации, работа с переносом и временные формы отыгрывания, кроме прочего, представляют собой эффективное вспомогательное средство и, следовательно, константные факторы, которые без веских на то оснований менять нельзя.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...