В 1958 году Анна Фрейд в своей работе «Подростковый возраст» (Writings, Vol. V, 136 etc.) вновь возвращается к проблемам пубертата, которыми она занималась еще двадцать два года назад в своей книге «Я и защитные механизмы». Кроме того, в 1949 году в статье под названием «Об определенных трудностях родительского воспитания в предпубертатном возрасте», написанной для книги «Психогигиена» (Federn, Meng 1949), она рассматривала характерные психические изменения у подростков. С педагогических позиций она освещает в ней психическое развитие в предпубертатном возрасте как фазу активизации инфантильных инстинктивных импульсов. Количественное усиление всех инстинктивных процессов, возрождение инфантильных конфликтных констелляций и одновременная попытка разорвать прежние объектные отношения с родителями, — процесс, который и составляет суть пубертата, — в это время часто приводят к отказу от воспитательных средств. Причина этого заключается в том, что, с одной стороны, родители являются объектами конфликтов подростка, а, с другой стороны, он пытается от них отделиться. Это недостаточное воспитательное влияние родителей способен, однако, компенсировать обученный психоанализу воспитатель, который может воспользоваться типичными для этой фазы смещениями либидо.

В важной теоретической работе 1958 года Анна Фрейд распространяет созданную ею в 1936 году концепцию защитных механизмов на пубертатный возраст. Для защиты от инфантильной привязанности к родителям и возникающих в связи с этим конфликтов молодой человек обладает способностью к смещению либидо, на что указывалось еще в 1936 году. Цель этого процесса заключается в том, чтобы путем отвода либидо от инфантильных объектов устранить угрозу, возникающую со стороны инфантильных стремлений, которые могут быть изжиты подобным образом. То, какие формы принимает такое изживание, зависит от новых объектов, с которыми вступает в отношения молодой человек.

Благодаря обращению аффектов в их противоположность даже при сохранении либидинозного катексиса, появляется возможность защититься от чувств, связанных с объектными отношениями. При таких условиях любовь становится ненавистью, уважение — пренебрежением, зависимость — мятежом. Однако в качестве защитного механизма эти негативные установки не оставляют места для самостоятельного поведения; возникает ситуация, аналогичная навязчивому послушанию, в результате чего молодой человек оказывается доступным любому внешнему влиянию.

Либидо подростка может, однако, обратиться и на него самого, о чем также уже говорилось в работе 1936 года. Следствиями этого являются фантазии о власти и избавлении, но также ипохондрическое поведение.

При высоком уровне тревоги, порождаемой инфантильными стремлениями, используется элементарная форма защиты — регрессия, благодаря которой либи-динозные объектные отношения нисходят до ступени первичной идентификации с миром объектов. В 1936 году Анна Фрейд писала: «Эти бурные, но не очень стойкие любовные связи пубертатного возраста не являются объектными отношениями во взрослом значении слова. Это — идентификации самого примитивного рода, с которыми, например, мы можем познакомиться в первых фазах развития маленького ребенка еще до возникновения какой-либо объектной любви» (A. Freud 1936, 132).

Наряду с защитными механизмами автор обсуждает также вопросы технических изменений при анализе подростков. Перенос пубертатной эмоциональной констелляции, оживление которой создает значительные трудности даже при анализе взрослых, наталкивается на еще большие затруднения из-за непостоянства реакций пациента, обусловленного изменениями либидо в пубертатном возрасте.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...