Уже в самом начале своего научного пути Гартманн, который настаивал на необходимости получения доступных эмпирическому и научному пониманию данных, делал акцент на методической проблеме, что привело к разработке им проекта научного психоанализа. Эти цели и интересы отражаются в его первой крупной работе, опубликованной в 1927 году под названием «Основы психоанализа». Эта работа появилась раньше, чем большинство трудов Фрейда, где Я рассматривается в качестве структурного понятия, и, по существу, находится в стороне от исследований Гарт-манном теоретических проблем, которыми он занимался в дальнейшем. Вместо привычного подхода к психоанализу как к терапевтической технике в ней обсуждается методика психоанализа как науки.

Наряду с анализом основных понятий психоаналитической теории в этот период Гартманн представил теоретический обзор, посвященный психологии в Германии, и провел сравнение психоанализа с основными идеями представителей других школ, например Ясперса, Гуссерля, Дильтея, Макса Вебера и т. д. Многие из этих авторов были убеждены в особом значении процессов мышления («понимающая психология») и поэтому делали акцент на детальном исследовании различных возможностей духовного опыта. То есть они рассматривали психические явления как принципиально отличающиеся от феноменов в естественных науках, а потому считали невозможным применять категории причины и следствия к пониманию психических процессов. В противоположность этому Гартманн утверждал, что психоаналитический метод особенно пригоден для раскрытия причинных связей, недоступных сознанию или эмпирическому пониманию, прежде всего благодаря технике свободных ассоциаций и использованию словесных образов, имеющих интерпретирующий и разъясняющий характер. Он показал, что разработанные Фрейдом теории бессознательного были способны разоблачать самообман, который во многих случаях считался естественным способом понимания, и указал на недостаточность и неизбежные ошибки психологических теорий, построенных на «понимании», а не на объяснении. Гартманн решительно подчеркивал, что психологические теории должны оцениваться не по степени «их понятности», а с точки зрения их эвристической пользы и способности оперировать фактами, приводящими к формулировке гипотез. Он отмечал, что в истории психоаналитической теории гипотезы отбрасывались не потому, что они не поддавались смысловой интерпретации, а потому, что они не выдерживали проверки дополнительным эмпирическим материалом (см. Hartmann 1964, 398). Гартманн стремился показать, что психоанализ является индуктивной наукой, изучающей взаимосвязи комплексных психических процессов. Его подход разработан эмпирически и должен эмпирически верифицироваться. Индуктивный базис психоаналитических теорий по сравнению с естественными науками является скудным, и очень сложно подойти к их верификации экспериментально. Но всякий раз, когда проводились такие эксперименты, их результаты подтверждали психоаналитические теории (см. Hartmann 1964, 401).

Здесь и в других своих методологических сочинениях Гартманн указывал на необходимость проведения интенсивных исследований, благодаря которым в последние десятилетия обозначились основные направления психоаналитических изысканий в области детского развития и появилось понимание паттернов развития в сфере умений, мышления и социального взаимодействия.

Другие проблемы исследовались в рамках критики школы «понимающей психологии», хотя она в конечном счете обсуждалась лишь для того, чтобы пояснить метод и теоретические построения психоанализа. В целом эти проблемы касались психического функционирования и особенно коммуникации, включая коммуникацию в процессе психоаналитической терапии. Аффективные компоненты речи, невербальные компоненты общения, символические феномены, идиосинкразические и характерологические аспекты ценностей, генетический подход к рассмотрению феноменов и отношения между перечисленными и многими другими процессами, в том числе эмпатии и интерпретации, — все эти явления обсуждались Гартманном, который давал им свое остроумное объяснение. Эта работа, которая позднее была вновь опубликована в сборнике статей Гартманна (1964) под названием «Понимание и объяснение» (см. «Ich-Psychologie», 1972а), положила начало множеству психоаналитических работ, в которых рассматривались эти важные аспекты психологии человека. В то время, когда было опубликовано это сочинение, многие ученые оспаривали или полностью отрицали ту роль, которую играют бессознательные психические процессы в мышлении и поведении. Фрейд это предвидел, когда говорил о «нарциссической обиде», которую должны испытывать люди, обнаружив иллюзорность и ненадежность «объективности» нашего понимания мотивированных отношений и сознания в целом (XII, 143). Гартманн пытался показать, что бессознательные отношения и неосознаваемые влияния на сознательные состояния и переживания не воспринимаются (сознательно) и что другим людям сложно их понять с помощью вчувствования. Ошибки, возникающие при психологическом рассмотрении — которые не признаются как факт, — являются гораздо более значительными, чем в случаях, когда применяется психоаналитический метод. И наоборот, в рамках общего психоаналитического подхода признается необходимость учета соматических факторов переживаний людей и психической жизни. Значение психоанализа для психосоматической медицины очевидно, и Гартманн также указывал на него в своих рассуждениях.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...