Одна из идей, затронутых, но не разработанных в 1939 году, заключалась в том, что Я и Оно следует понимать как результат дифференциации на первичной ступени (матрице) самого раннего детства, которую Гартманн, Крис и Лёвенштейн в 1946 году назвали «недифференцированной фазой». Это противоречило представлению, согласно которому Оно является источником возникающего впоследствии Я, и особое значение этого подхода заключалось в том, что он позволял указать на значительное влияние врожденных свойств на Я. Такие врожденные аппараты Я развиваются в соответствии с закономерностями процесса созревания как часть биологического наследия индивида (возможно, вместе с врожденной энергией Я, о чем мы еще будем говорить позднее). Долгое время считали, что конституциональные факторы аналогичным образом определяют последовательность развития индивида с известными оральной, анальной и фаллической фазами. (Гипотеза о том, что соответствующие фазы существуют и в развитии агрессии, была выдвинута тремя авторами в 1949 году.) Ранняя дифференциация Я и Оно рассматривалась как результат натиска влечений, а также конфликтов между влечениями и исходно сдерживающими их интегрирующими силами (возможно, предшественниками последующих защитных механизмов и синтезирующих функций Я). Гартманн делал акцент не только на влиянии внешней реальности, но и на влиянии врожденных свойств Я на дифференциацию. Поскольку конституциональные факторы, определяющие процессы восприятия, контроль над движениями, накопление опыта, формирование памяти и научение отчасти развиваются в соответствии с их собственной физиологической последовательностью созревания, Гартманн указал здесь на «первичную автономию Я». Эти функции направлены на взаимодействие с окружением и являются важными для развития основных функций Я, таких, как адаптация, интеграция, синтез и самосохранение. Из этих ядер Я в раннем Я развиваются такие функции, как понимание объекта, планирование, продуктивность, хватание, ползание, ходьба, мышление, речь, и др. Они развиваются в основном без конфликтов и не включаются в конфликты. Для обозначения совокупности этих функций, которые всегда проявляются вне сферы психических конфликтов, Гартманн ввел термин «бесконфликтная сфера Я» (см. Hartmann 1938, 8). Их влияние на психические процессы должно исследоваться наряду с традиционным рассмотрением конфликта, и это позволяет понять здоровье и дееспособность без изучения нарушений и искажений функций.

Гартманн показал также, что некоторые действия Я, такие, как защитные меры, которые вначале были включены в конфликт, с течением времени могут становиться относительно независимыми, автоматизированными процессами, служащими иным Целям, например адаптации, синтезу и т.д., по сравнению с исходными. Эта модель «смены функций» привела в 50-е годы к формулировке теории «вторичной автономии Я». Гартманн приводит пример: «Любое реактивное характерологическое образование, возникшее вследствие защиты от влечений, постепенно начинает выполнять в основном функции в рамках Я. Поскольку мы знаем, что результат этого развития является весьма стабильным и при обычных условиях, как правило, необратимым, мы можем назвать подобные функции автономными, но автономными вторично .» (Hartmann 1972а, 128). Если игнорировать феномен смены функций, то это может привести к тому, что получило название «генетической ошибки», когда некая функция отождествляется с ее историческим развитием или сводится к ее генетическим предшественникам. Понимать функцию подобным образом — означает рассматривать ее так, словно она по-прежнему имеет свойства, динамику и структурную позицию, которые ей были присущи в самом начале ее воздействия на психическое равновесие. В качестве примера указанных наблюдений Гартманна можно привести любовь к порядку служащего бюро или бухгалтера, который использует свои методы мелочной педантичности, приобретенные им в борьбе с анальными влечениями, во взрослой жизни, чтобы достичь совершенно иных целей Я, не относящихся к защите.

Между многочисленными функциями Я, направленными на внешний мир, и определенными тенденциями, проявляющимися в виде интересов Я, особенностей и установок, существует сложное взаимодействие. Я служит этим намерениям и целям в качестве исполнительного органа, и основная их цель состоит в воздействии на окружение, чтобы удовлетворить самого себя, других индивидов или иные объекты, важные для функционирования Я. Они часто являются осознанными и в оптимальном случае интегрированными в соответствии с принципами организации Я. То, в какой степени подобные функции могут противостоять регрессивному давлению, способному помешать оптимальному функционированию, зависит от многочисленных факторов. К ним относятся отклонения в комплексном взаимодействии между Я и Оно, гибкость структур Я в отношении тенденций к активизации влечений, с одной стороны, и требований Сверх-Я — с другой.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...