Выделение «бесконфликтной сферы и связанных с нею автономных функций Я позволило психоанализу понять мыслительные процессы (если упомянуть один из многочисленных феноменов, которые прежде исследовались в общей психологии) иначе, чем просто как рационализацию, проекцию и т.д. Гартманн, однако, подчеркивал, что психоаналитическое исследование аспектов психического функционирования должно признавать неизбежность сверхдетерминаций и присущую таким процессам возможность включаться в конфликты.

К наиболее очевидным функциям Я относятся те, что связаны с предвидением, мышлением, поступками, мыслительным синтезом, интеграцией функций Я и всей личности. При обсуждении подходов, в которых рассматриваются интегрирующие задачи Я, Гартманн особое внимание уделял феномену конфликтов в самом Я — так называемым интрасистемным конфликтам: «В Я существует много противоречий: с самого начала Я имеет тенденцию противопоставлять себя влечениям, однако одна из главных его задач заключается как раз в том, чтобы обеспечивать удовлетворение влечений. Благодаря Я достигается понимание, но также происходит и рационализация. Оно способствует объективному познанию действительности, но вместе с тем в процессе своего развития вследствие идентификации и приспособления к обществу оно заимствует конвенциональные предрассудки окружения; оно преследует свои независимые цели, но характерным для него является также и то, что оно учитывает требования других частных структур личности и т.д. Разумеется, функции Я имеют некоторые общие признаки . которые, например, отличаются от функций Оно. Многие недоразумения и неясности можно объяснить тем, что мы пока еще не доросли до того, чтобы рассматривать Я с интрасистемных позиций. О Я говорят как о рациональной, реалистической или интегрирующей инстанции, тогда как на самом деле все это является лишь свойствами тех или иных его функций» (Hartmann 1972а, 142).

Исходя из представлений об интрасистемном конфликте, Гартманн особо подчеркивал необходимость учитывать различие функций Я при оценке его силы.

При определении силы Я и осуществлении терапевтической задачи (усиления Я пациента) необходимо выяснить, существует ли относительное равновесие между влечением и защитой в целом, но вместе с тем произвести более точную оценку относительного преобладания отдельных функций Я над другими и целесообразной координации и иерархизации функции Я с точки зрения того, каким образом достигается синтез и адаптация.

Распространяя этот подход на понимание функционирования Я, Гартманн отмечает, что фундаментальный процесс интернализации, возникающий у индивидов с приобретением памяти, символики и мышления и развивающий их внутренний мир, в дальнейшем ведет к формированию интеллекта как вышестоящей структуры, способной организовывать функции Я посредством адаптации. Гартманн приводит тонкие и вместе с тем детальные наблюдения, которые разветвляются на множество направлений и которые связаны с различиями между реальностью, рациональным и надрациональным поведением и мышлением, способностью к адаптации и со всеми вопросами о том, какую роль играют ценности в иерархии функций Я и каких аспектов психического здоровья они касаются. Эти вопросы наряду с указаниями на цели воспитания, с одной стороны, религии и искусства — с другой, затрагивались в эссе 1959 года и более подробно излагались в таких статьях, как «О рациональном и сверхрациональном поведении», «Психоанализ и понятие здоровья», «Заметки о принципе реальности», «Заметки о теории сублимации», и во многих других работах.

В заключение обзора представлений Гартманна о Я имеет смысл в качестве резюме привести его высказывание, где он говорит о природе Я и его функциях, поскольку в этом небольшом фрагменте проявляются основные особенности его подхода к пониманию психических феноменов или структур, которые он описывает как находящиеся в постоянном взаимодействии со всеми другими компонентами психической жизни.

«Понятие "Я" часто используется аналитиками весьма неопределенно. В отличие от понятия "Я" в других теориях в психоанализе, если дать этому термину негативное определение в трех значениях, нельзя приравнивать "Я" к "личности" или к "индивиду", это "не субъект", противоположный эмпирическому "объекту", и это отнюдь не просто "сознание" или "чувство" собственной Самости. В психоанализе Я — это понятие совершенно иного рода. Оно является частной областью личности и определяется его функциями.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...