Если Я рассматривается как психическая система, то способность к нейтрализации тесно связана с понятием силы Я. Сильному Я, обладающему способностью противостоять фрустрациям, приписывается важная роль в формировании и сохранении длительных объектных отношений. Гартманн считал нейтрализованную агрессию первичным источником энергии, который используется при контркатек-сисе и в защитах. Однако роль, которую она играет в функциях Я, вероятно, является гораздо более значительной и постоянной, поскольку энергия, используемая при контркатексисе для ограничения разрядки влечений, присуща явлениям, в которых преобладает вторичный процесс, и интегрирующим функциям в целом. Постулируется также наличие переходных ступеней между полностью нейтрализованной энергией и энергией влечений, и в этой гипотезе также предполагается возможность денейтрализации. Наряду с вышеупомянутыми рассуждениями об адаптивном использовании смешения рациональных и иррациональных мыслей Гартманн предполагал, что максимум нейтрализации не обязательно ведет к оптимуму функциональной способности.

При этом он утверждал, что некоторые функции Сверх-Я обладают энергией, по своей форме больше напоминающей агрессивную энергию, чем деагрессиви-зированную, которой располагает Я для осуществления определенных функций. Однако во многих случаях близость к форме влечения может порождать трудности в функционировании, приводя к проникновению конфликта в сублимированную или нейтрализованную форму поведения. Интернализация ненейтрализованной агрессивной энергии в Я ведет к снижению интеграционной способности и, возможно, к мазохизму (см. статью Ж. М. Алби и Ф. Паше в т. I). Накопление нейтрализованной энергии может дать Я относительную независимость от побуждений, исходящих из внешнего мира или из организма, делая возможной широкую область функционирования, не ограниченную моментальным удовлетворением потребностей, что Гартманн называл вторичной автономией Я. Понятие нейтрализации энергии соотносится также с теми феноменами, которые обсуждаются с точки зрения связанной и свободной энергии, — отводом энергии в первичном и во вторичном процессах и в процессах памяти.

Гартманн прослеживал основные идеи, вытекавшие из этого понятия, во многих Направлениях, использовал его при изучении взаимодействий между Я и Оно и признавал его значение для понимания определенных аспектов регрессии и сублимации.

В одной из работ, посвященных теории сублимации, он попытался устранить многозначность, возникшую из первоначального понимания сублимации как смещения сексуальных влечений от своих целей на социальные или более приемлемые в культурном отношении и более высоко оцениваемые цели. Недостаточности определения, основанного на ценностных суждениях и, разумеется, имеющего ограничения из-за концентрации на различиях в целях, Гартманн противопоставлял радикальный вопрос, в какой степени вторичная автономия включена в функционирование Я. Это требовало признания энергии, задействованной в сублимации (нейтрализации), а также изменений целей и объектов в данной деятельности. Гартманн не только указывал на вероятность того, что существуют все градации нейтрализации, но и считал, что сублимация является непрерывным процессом и не ограничивается ценными в культурном или социальном отношении достижениями.

Это отличается от защитных действий Я, поскольку облегчается отвод первоначальных инстинктивных влечений в измененной форме. В некоторых ситуациях отводятся как раз действия и мысли, поскольку они привлекают к себе энергию, существующую в менее нейтрализованной форме. Такой продолжающийся процесс, если он не приводит к столкновению с автономной способностью Я к контролю и интеграции, может рассматриваться, согласно Крису, как «контролируемая регрессия» — «регрессия на службе Я» (1934). Поскольку, таким образом, нейтрализация стала ядром проблемы сублимации, появилась возможность выйти за рамки вопроса о значении и причинах сублимации и ее влиянии на Я-идеал. Если взаимодействие между влияниями Сверх-Я и функциями Я становится все более эффективным, то это не значит, что способность к сублимации, в какой бы форме она ни была, пропорциональна совершенству требований. Способность к сублимации энергии влечений рассматривалась — особенно в связи с функциями Я — как важная детерминанта проявления всех аспектов развития ребенка. В работах «Проблемы детского невроза» (1954) и «К вопросу о метапсихологии шизофрении (1963) Гартманн подчеркивал значение фундаментальной структуры Я и функциональных способностей как детерминирующих факторов в процессе построения объектных отношений, при болезненном переживании нарциссических фрустраций и при адаптации к реальности. Все они зависят от образования интегрированных, стабильных форм защиты. Решение этой задачи требует известной степени зрелости и силы развития Я. Человек обращается к примитивным защитным механизмам, таким, как обращение против собственной персоны, инверсия, проекция и отторжение либидо, когда неадекватная нейтрализация ведет к появлению дефицита необходимой для защитных действий энергии. Нарушенные объектные отношения в детстве и объясняющийся этим чрезмерный нарциссизм еще более затрудняют достижение константности объекта и образование объекта в целом. Значительное число функций Я может быть нарушенным, если напор влечений, с которым обходятся неадекватным образом, оказывает постоянное патогенное воздействие на личность. При шизофрении — наряду с факторами, относящимися к сфере влечений, которые приводят тому, что не могут сформироваться функционирующие защитные механизмы, — результатом является снижение способности дезорганизованного Я к нейтрализации. Это может объясняться слабостью первичных автономных факторов в Я, которые задействованы в развитии данной способности и других функций Я; этот феномен может представлять собой «врожденный центральный фактор» ослабления.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...