При обсуждении детских неврозов рассматривалась роль, которую играет нейтрализация в диспозиции к патологическому развитию. Взаимная зависимость, синергизм и антагонизм ребенка определяют матрицу, в соответствии с которой развиваются последующие структуры и функции, включая особенности объектных отношений в дальнейшей жизни. Когда понятие специфической для разных стадий развития уязвимости применяется к рассмотрению самых ранних доструктурных периодов психического развития, очевидное значение имеет возможность использования адекватных форм энергии. Фиксация, сновидения и конфликт в детстве независимо от тенденции созревания — как в Я, так и в Оно, а также изменений в окружении — скорее будут вести к нарушениям Я или даже к адаптивным изменениям, чем к неврозу или психозу. Гартманн еще раз подчеркивает в этой связи, насколько важна способность к нейтрализации энергии влечений, поскольку степень изменения, искажения или компенсации определяется ранними патогенными изменениями. В связи с этим крайне ценными считались исследования детского развития, позволяющие сформулировать важные гипотезы, касающиеся раннего психического развития и образования психической структуры. Фактически Гартманн и его коллеги считали, что систематическое исследование множества историй жизни человека, начиная с самого рождения, основанные на совокупности многочисленных методов наблюдения, предоставляет наилучшую возможность верифицировать или фальсифицировать гипотезы (см. Hartmann, Kris, Loewenstein 1964, 55). Психоанализ давно уже отказался от реконструкции историй жизни на основе психоаналитического наблюдения и обратил особое внимание на исследование регрессивных процессов и на патологическую динамику неврозов и психозов. То, что исследование регрессивных феноменов при нормальном функционировании было включено в рассмотрение процессов развития в психической жизни, объясняется прежде всего той убедительностью, с которой Гартманн отстаивал значение автономного развития Я, понятие нейтрализации и свои представления об адаптации.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Последователи Фрейда
...