С целью соотнесения психоаналитических формулировок и теоретических построений психоанализа со структурной теорией и ее научными и техническими выводами была предпринята также попытка прояснить и уточнить понятие Сверх-Я, его развитие, функции и значение для личности в целом. При описании последовательных этапов детского развития, влияющих на развитие Я, подчеркивалось изначальное различие между Самостью и окружением. При этом признавалось, что у ребенка отношения между переживанием фрустраций, агрессивных импульсов и защиты, играющие определенную роль в дифференциации и развитии Я, в основном были обусловлены вышеописанными независимыми процессами созревания автономных компонентов Я. В случае Сверх-Я процессы, ведущие к его формированию, в определенной степени зависят от функциональной способности Я. Особенно важную роль играют речь и интеллектуальное развитие. Развитие ранних функций Я и влечений приводит к тому, что Сверх-Я проявляется во всей психической жизни в постоянном взаимодействии с другими психическими структурами. Важные для развития Я ранние идентификации оказывают постоянное влияние на особые идентификации, которые в конце фаллической фазы в результате проживания эдипова комплекса становятся частью Сверх-Я (см. статью Д. Айке о Сверх-Я в т. I).

В работе «Заметки о Сверх-Я» (Hartmann 1962) Гартманн определил и разграничил некоторые аналитические понятия, которые употреблялись в связи с обсуждением Сверх-Я. Речь шла о понятиях «интернализация», «идентификация» и «интроекция». Интернализация является понятием, применяемым для описания процессов, в которых внутренняя регуляция используется вместо регуляции, происходящей во взаимодействии с внешним миром. Примером этого является замена пробных действий мышлением. Термин «идентификация» применяется для описания процесса, благодаря которому часть репрезентантов объекта становится частью репрезентантов Самости, в результате чего человек, который идентифицируется, в известной степени ведет себя, как другой человек (или имеет о нем определенное представление-фантазию — в таком случае речь идет о проективной идентификации). Понятие «интроекция» часто используется как синоним идентификации или интернализации. Его основное значение и отличие заключается в том, что существует производный от него термин «интроецированный», который обозначает то, что «усвоено» и в большей или меньшей степени интегрировано в человеке.

Эти разграничения помогают понять два основных компонента Сверх-Я, связанных с его различными функциями: Я-идеал и моральные ценности, которые являются отражением и репрезентантами родительских установок и требований. Идеализация родителей и возвышение их с целью присоединения к их защите и власти, является активным процессом еще до фаллической фазы, и он связан с изначальной амбивалентностью ребенка и изменениями его нарциссизма. Под давлением страха кастрации в процессе развития эдипова комплекса идеализация в конце фаллической фазы распространяется на сферу морального поведения. Пиаже (Piaget 1932) говорил о «моральном абсолютизме» чрезмерно ригидной ранней организации Сверх-Я, которая возникает вследствие незавершенного развития ее функций и прогрессирующего развития Я, а также вследствие социального развития в латентный период. Идентификация с дополнительными моделями и воздействие культурных факторов изменяют и дополняют черты Я-идеала, и возникает все более тесный контакт между содержаниями Я-идеала и содержаниями моральных ценностей. Под влиянием организующих функций Я их интеграция содействует постепенному развитию моральной системы личности, которая распространяется за пределы области моральных требований и включает в себя идеальные представления о совершенстве. Согласно Гартманну, Крису и Лёвенштейну, справедливость, мудрость, мужество и умеренность представляют собой четыре главные добродетели, которые долгое время являлись общепризнанными целями древних греков. Они представляют собой идеалы совершенства, относящиеся к целям, на которые ориентируется Я-идеал, и хотя они содержат моральные включения, все же не ограничиваются тем, что другие авторы называют моральными требованиями. Величайшие системы моральных ценностей, выработанные человечеством, нередко содержат аспект Я-идеала и моральных ограничений, таких, как «добро» и «Ты не должен!» (см. Hartmann, Kris, Loewenstein 1946b, 165).

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...