Некоторые из функций, приписываемых системе Сверх-Я, могут перекрываться определенными функциями Я. Но они часто осуществляются по иной, «агрессивно окрашенной» модели отвода энергии, чем в случае Я, которое в большей степени использует нейтрализованную энергию. Можно говорить о функциях Сверх-Я внутреннего восприятия, восприятия собственных психических процессов, хотя они, несомненно, являются частью интегрирующих функций Я. Точно так же проверка реальности, самокритика, самобичевание и фиксация на высоко ценимых формах поведения могут попадать в пограничную область, но если существует моральная направленность или — в особом случае — ориентация на другие идеалы, их можно вполне классифицировать как функции Сверх-Я. Поскольку существует спор между различными ценностями, моральными требованиями и противоположными тенденциями в Сверх-Я, в соответствии с наблюдениями над интрасистемным конфликтом в Я мы ожидаем видеть также конфликтное функционирование и в Сверх-Я. Понятие «деформация Сверх-Я» рассматривается по аналогии с понятием «искажение Я» или «деформация», о которой Фрейд говорил, что иногда она возникает под давлением несовместимых друг с другом стремлении из желания воспрепятствовать серьезному повреждению функциональной способности. В любом случае функционирование Сверх-Я связано также с определенными действиями Я. И если развитие Я представляет собой длительный процесс, способствующий становлению человека, то развитие Сверх-Я является точно таким же длительным процессом, в ходе которого создается взаимное приспособление Я и Сверх-Я.

Основываясь на таком понимании Я и Сверх-Я, Гартманн предпринял исследование некоторых вопросов, касавшихся психоанализа и моральных ценностей (Hartmann 1960а). Указав на необходимость отличать собственное отношение Фрейда к этике и морали от отношения к ним психоанализа, Гартманн начинает свою работу с утверждения, что психоанализ не создал собственной морали и своего мировоззрения. Многие часто считают, что он представляет собой руководство к практическому поведению, что аналитические принципы слились с традиционной моралью, религиозными, социальными, политическими и экономическими целями при создании философии жизни. Гартманн не согласен с тем, что определенные ценности следует называть психоаналитическими. И наоборот, Фрейд отчетливо выразил свое мнение о необходимости существования моральных кодексов, поскольку он видел в них интегрирующую функцию, которую такие кодексы и нормы имеют для индивида. Его собственное бескомпромиссное подчинение истине и объективности позволило ему увидеть то, что боялись увидеть другие: он рассматривал отношение психоанализа к проблемам ценностей как аналогичную проблему в других науках.

Задача психоаналитической теории состояла прежде всего в том, чтобы объяснить, каким образом индивид превращает мораль и нравы своего общества в эффективные интрапсихические функции контроля. Переживание «ты должен» и мораль «добра» и «зла» в первую очередь объясняется аспектами психического функционирования человека, на которые влияет продолжительная зависимость ребенка от своей семьи. Определяющую роль играют идентификация и объектные отношения, которые связывают его с родителями, и конфликты, возникающие вследствие раннего сексуального и агрессивного развития ребенка. Теория Сверх-Я, его развитие, содержание и способы его функционирования делают понятной роль, которую играет совесть — сознательные факторы воздействия Сверх-Я — и бессознательные факторы, поскольку они определяют мораль. По аналогии с устойчивостью и способностью сопротивляться, которые проявляют функции Я по отношению к давлению критики, раздающейся изнутри или извне, можно сказать, что моральный кодекс, вырабатываемый личностью, проявляет аналогичную «автономию» и достигает более или менее стабильного равновесия во взаимодействии между социальными и интрапсихическими факторами. Моральные кодексы являются более действенными и надежными, если они находят значительную культурную поддержку у окружения, и взаимодействие между педагогическими усилиями и интегрирующими способностями развивающегося Я проявляется в уважении моральных ценностей. При этом психоаналитическая теория помогает индивиду понять свою собственную мораль и с нею взаимодействовать. Степень бессознательного следования ей или сопротивления индивида моральному императиву, возникшему в процессе его психического развития и проявляющемуся в существующих конфликтах, доводится до его сознания. По мере того, как возникает понимание, открываются новые возможности обходиться с собственными иллюзиями, рационализациями и чувством вины. Кроме того, имеется возможность понять специфическое развитие собственных ценностей и способностей Я и их взаимодействие.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...