В связи с этим Гартманн отмечает трудность при обсуждении проблемы ценностей, поскольку понятия, которые обычно используются, являются неточными и перекрываются. Существуют неморальные оценки, например, такие, как: «Это вино хорошее», которые являются менее сложными, чем суждения по поводу человеческого поведения, типа: «Это хороший поступок», которые относятся к моральным суждениям. Эстетические ценности отделяются от моральных ценностей. Первые в большей мере связаны с вопросами, нравится или не нравится, последние — с соответствием существующему моральному кодексу. Аутентичные моральные ценности у человека или в культуре — это те, « .которые репрезентированы не только в представлениях об этике, но и проявляются в качестве динамических факторов в моральных аспектах личности или культуры» (Hartmann 1960а, 50). Иерархию ценностей нельзя определить с помощью науки, поскольку дескриптивные и теоретические позиции являются иными по сравнению с нормативными. Однако психоанализ может способствовать исследованию актов, с помощью которых эти ценности устанавливаются или реализуются: «Моральное поведение человека является такой же важной частью и отличительным признаком его личности, как его характер или его влечения» (там же, 53).

Гартманном были введены дополнительные концепты, позволяющие понять аспекты процесса оценки, прежде всего в контексте аргументации и логики. Так, например, понятие «иррадиация ценностей» относится к тому факту, что ценности, связанные с данным представлением, распространяются на другие представления, находящиеся в отношении с ним, независимо от того, что идеи, оцениваемые во вторую очередь, сами по себе могли быть морально нейтральными или даже противоречили основным ценностям. Мы оцениваем одинаково то, что, как нам известно, является реальным фактом, и ожидаем, что все, что мы оцениваем сходным или одинаковым образом, в действительности и в самом деле будет аналогичным. Для этого последнего феномена Гартманн ввел термин «агглютинация ценностей» (буквально: склеивание). Эти процессы могут вести к разрывам в суждениях, предрассудкам и противоречивым оценкам, и они могут обнаруживаться во многих переживаниях в сфере нормального функционирования, при этом наглядным примером здесь является политическая полемика.

Нередко якобы объективные оценки социальных феноменов или индивидуального поведения, а также цели, программы и идеологии обсуждаются без учета субъективности ценностей, используемых в качестве отправных точек. Например, с самого начала развития психоанализа появилась тенденция считать психическое здоровье одним из критериев моральных ценностей, хотя то, что психоанализ обладает собственным мировоззрением, отрицалось. Некоторые аналитики считали, что все «плохое» в человеческой природе удастся устранить, если побороть неврозы. Гартманн считал, что так называемая «этика здоровья» распространилась из-за проблемы иррадиации и агглютинации ценностей и что это представление, по-видимому, служит в качестве рационализации других скрытых мотивов и сохраняется вследствие неполноты психоаналитических знаний. Подобное неправильное использование психоаналитического знания привело к неверным представлениям о таких понятиях, как зрелость, агрессивность, интерес к себе и рациональность. Комплексные феномены, сопровождающие процессы созревания, и формирование агрессивного влечения имеют многочисленные ответвления, которые могут либо занять либо не занять свое место в интегрированных в конечном счете структурах или в поведении. Любой поступок, совершенный в собственных интересах, как правило, расценивается ниже, чем альтруизм. Слово «рациональный» часто используется в качестве опознавательного знака, чтобы оправдать поведение, которое с этической точки зрения является спорным. Гартманн описывает неправильное использование психоанализа теми, кто применяет технические правила, определяющие психоаналитическую процедуру, в качестве своего рода морального кодекса и модели поведения также и вне психоаналитической ситуации.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...