Требование упрощения и «онаучнивания» психоанализа является следствием широко распространенного интереса к психоанализу и проникновения в его теории представлений, возникших благодаря исследованиям во многих родственных дисциплинах. Гартманн предпринял попытку обсудить проблемы, вытекающие из этого требования, в двух важных работах, появившихся в 1958 и 1959 годах, а в своей последней публикации «Формирование понятий в психоанализе», представляющей собой перевод двух первых глав его книги 1927 года, он вновь стремится осуществить свое извечное стремление внести методологическую ясность.

В результате исследований, проводившихся вначале, как правило, в терапевтических целях, причем людьми с разной способностью к научному мышлению и методологической последовательности, психоанализ со времен Фрейда накопил множество теоретических утверждений. Кроме того, данные о поведении, которые исследуются в любом анализе, часто далеки от психических процессов, мотивацию и значение которых стремятся понять аналитики. Гипотезы сложным и не всегда понятным образом переплетаются с материалом, полученным в результате наблюдения, хотя и имеющим эвристическую ценность. Дополнительными трудностями, возникавшими вследствие особого исторического развития этой молодой науки, являлись неточность или разобщенность определений многих основных понятий и подходов, а также то, что результаты, полученные при использовании различных исследовательских подходов, излагались по-разному. Вследствие этого неизбежно ограничивается возможность формулировать гипотезы таким образом, чтобы их можно было проверить с помощью дополнительных исследований, равно как и возможность обсуждать теории и представлять данные непосредственного наблюдения таким способом, который мог бы обеспечить или, по крайней мере, сделать более простым интрасубъективное понимание.

Известно, что другие науки на разных стадиях своего развития испытывали те же трудности. Поэтому требование методологической элегантности высокоразвитой науки является неадекватным. Поскольку в аналитической ситуации должны проводиться необходимые наблюдения и проверяться гипотезы, задача систематизировать и объяснять теории в психоанализе в первую очередь должна решаться самими аналитиками. Гартманн перечисляет несколько существующих свойств психоанализа как научного метода и теории, на которых будет строиться будущее понимание. Прежде всего он подчеркивает постоянное взаимодействие между наблюдением и теоретическим мышлением. Влияние гипотез, которые задают направление мысли и побуждают аналитиков различать факторы и паттерны продуцируемого материала и поведения пациента, сопровождается стимулом к формированию новых понятий, возникающих в результате наблюдения за реакциями на точно исследованные переменные и интервенции. Научными понятиями крайне сложно описать роль интроспекции и интуиции в аналитической работе, однако отрицать их огромное значение невозможно. Любая интерпретация предлагается как попытка толкования и представляет собой гипотезу, которая проверяется посредством возникающих на нее ответов. Если во многих науках для проверки наиболее пригодны исследовательские подходы с минимальным числом переменных, то в анализе благодаря «конструктивной энергии аналитика, который интегрирует свое знание и теоретическое мышление» (Hartmann 1964а, 306), становится возможным эффективное использование интерпретаций, включающих в себя большое число переменных.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...