Многие авторы, критикующие научные притязания психоанализа, приводят аргумент, что он имеет дело лишь с небольшим числом случаев. Однако фактические данные, которые получают аналитики в ходе необычайно детального исследования каждого такого случая, составляют — выражаясь научно — эквивалент сотни случаев. Помимо реконструкции, которая затрагивает даже невербальные периоды человеческого развития, все более активная исследовательская деятельность, включающая в себя непосредственное наблюдение за детьми, позволяет соотнести гипотезы о развитии и данные, получаемые в результате непосредственного наблюдения. Кроме того, изучение бесконфликтной сферы и адаптивного взаимодействия с окружением — если использовать термины, на которых делал акцент Гартманн в своем обсуждении автономии Я, — а также исследование нормального функционирования индивида и групп дает дополнительный материал для успешного построения научных концепций. Все это способствует усилению одного из важнейших аспектов психоаналитического метода — постоянного построения гипотез и их проверки в любой момент времени на каждом сеансе. Если определенные конструкты, многие из которых были изобретены в процессе теоретизирования, сложно подтвердить или если они напрямую не согласуются с наблюдаемыми фактами, то это совершенно не означает, что они являются неверными. Скорее, они должны оцениваться с точки зрения их возможной пользы в качестве проясняющей идеи — при условии, что они не противоречат опыту.

Точно так же сложности, возникающие при квантификации многих основных психоаналитических понятий, не свидетельствуют об их ненаучности или о невозможности продуктивного использования и обсуждения содержащихся в них идей. Области психологии, в которых точная квантификация в той или иной степени невозможна, изучают процессы, которые по отношению к психологии личности являются периферическими.

В том случае, если в психоанализе подразумеваются количественные изменения — например, когда мы говорим об энергии влечений, силе сопротивления, силе Я или о влиянии рациональных тенденций, — то мы вполне можем опираться на сравнительные характеристики, такие, как больше, меньше, больше чем, меньше чем, возрастающий или убывающий и т. д., а не на описание с помощью чисел. Кроме того, мы можем количественно оценить поведение, доступное наблюдению, и физиологические процессы в нервной системе, которые, как мы считаем, связаны с психическими процессами, и таким образом попытаться дать количественную оценку психическим феноменам. Такие подходы применяются в экспериментальной работе, и они используются также в общем клиническом наблюдении. Известный исследовательский подход, применявшийся в прежние годы для изучения сновидений и когнитивных феноменов, имеет, например, ту же традицию, что и предыдущая работа Гартманна в сотрудничестве с Бетльхеймом, и служит тому, чтобы валиди-зировать аналитические гипотезы за пределами аналитической ситуации. Можно только надеяться, что распространение аналитических идей на смежные дисциплины предоставит возможность и послужит стимулом для исследований, которые своими результатами подтвердят или опровергнут гипотезы. Вместе с тем Гартманн выразил также надежду, что особое внимание, которое уделяется методологическим сторонам психоанализа как науки, позволит сделать их одним из аспектов аналитического обучения, поскольку существует еще многое, чему можно научить и что должно быть изученным.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...