Многие авторы, критикующие научные притязания психоанализа, приводят аргумент, что он имеет дело лишь с небольшим числом случаев. Однако фактические данные, которые получают аналитики в ходе необычайно детального исследования каждого такого случая, составляют — выражаясь научно — эквивалент сотни случаев. Помимо реконструкции, которая затрагивает даже невербальные периоды человеческого развития, все более активная исследовательская деятельность, включающая в себя непосредственное наблюдение за детьми, позволяет соотнести гипотезы о развитии и данные, получаемые в результате непосредственного наблюдения. Кроме того, изучение бесконфликтной сферы и адаптивного взаимодействия с окружением — если использовать термины, на которых делал акцент Гартманн в своем обсуждении автономии Я, — а также исследование нормального функционирования индивида и групп дает дополнительный материал для успешного построения научных концепций. Все это способствует усилению одного из важнейших аспектов психоаналитического метода — постоянного построения гипотез и их проверки в любой момент времени на каждом сеансе. Если определенные конструкты, многие из которых были изобретены в процессе теоретизирования, сложно подтвердить или если они напрямую не согласуются с наблюдаемыми фактами, то это совершенно не означает, что они являются неверными. Скорее, они должны оцениваться с точки зрения их возможной пользы в качестве проясняющей идеи — при условии, что они не противоречат опыту.

Точно так же сложности, возникающие при квантификации многих основных психоаналитических понятий, не свидетельствуют об их ненаучности или о невозможности продуктивного использования и обсуждения содержащихся в них идей. Области психологии, в которых точная квантификация в той или иной степени невозможна, изучают процессы, которые по отношению к психологии личности являются периферическими.

В том случае, если в психоанализе подразумеваются количественные изменения — например, когда мы говорим об энергии влечений, силе сопротивления, силе Я или о влиянии рациональных тенденций, — то мы вполне можем опираться на сравнительные характеристики, такие, как больше, меньше, больше чем, меньше чем, возрастающий или убывающий и т. д., а не на описание с помощью чисел. Кроме того, мы можем количественно оценить поведение, доступное наблюдению, и физиологические процессы в нервной системе, которые, как мы считаем, связаны с психическими процессами, и таким образом попытаться дать количественную оценку психическим феноменам. Такие подходы применяются в экспериментальной работе, и они используются также в общем клиническом наблюдении. Известный исследовательский подход, применявшийся в прежние годы для изучения сновидений и когнитивных феноменов, имеет, например, ту же традицию, что и предыдущая работа Гартманна в сотрудничестве с Бетльхеймом, и служит тому, чтобы валиди-зировать аналитические гипотезы за пределами аналитической ситуации. Можно только надеяться, что распространение аналитических идей на смежные дисциплины предоставит возможность и послужит стимулом для исследований, которые своими результатами подтвердят или опровергнут гипотезы. Вместе с тем Гартманн выразил также надежду, что особое внимание, которое уделяется методологическим сторонам психоанализа как науки, позволит сделать их одним из аспектов аналитического обучения, поскольку существует еще многое, чему можно научить и что должно быть изученным.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...