В заключение этого краткого обзора представлений Гартманна о научных аспектах психоанализа я хотел бы здесь повторить его замечание по поводу теории и систематизации. «Комплексность теоретической структуры психоанализа не выглядит для меня теоретизированием ради теории. Несмотря на противоречивые и общераспространенные требования упрощения, эта комплексность может содержать необходимый и богатый по содержанию ответ на ожидания, которые возлагает сегодня на нас широкое понятие личности. В историческом отношении верно, что в психологии Фрейда было распространено явно выраженное недоверие к теории; и такая установка по-прежнему существует в различных областях социальных наук. В нынешней фазе развития психоанализа не существует никакого сомнения в том, что она представляет собой фазу возрастающей сложности. За все попытки упрощения — а их огромное множество — и попытки концентрироваться на одном аспекте в ущерб другому приходится расплачиваться ограничением объяснительных возможностей и прогностической ценности анализа. Вполне вероятно, что оптимальное соотношение между комплексностью теории и возможностями познания на разных этапах развития теоретической системы различается. Поэтому надо надеяться и, пожалуй, даже ожидать, что в недалеком будущем мы сумеем достичь гораздо более привлекательной и более удовлетворительной ступени, если простые формулировки приобретут подобающую или более высокую ценность» (Hartmann 1964а, 313).

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Последователи Фрейда
...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...