Поскольку интерпретации страхов Фрица и их содержания привели к определенному облегчению и одновременно выявили новый материал и новые страхи, Мелани Кляйн продолжила действовать в этом же направлении. То есть, основываясь на содержании страха, она пыталась проникнуть в глубины психики и интерпретировать защитные механизмы.

Страх, от которого страдал ребенок, был очень значительным. Из-за сложности этого случая и поскольку примененный ею метод работы существенно отличался от привычной психоаналитической техники, Мелани Кляйн обратилась за советом к Карлу Абрахаму. Тот, однако, заверил ее, что благодаря своему методу анализа она добьется прогресса и поэтому нет оснований его менять.

На примере случая Фрица Мелани Кляйн впервые сумела непосредственно подтвердить открытия Фрейда. Для самой же Мелани Кляйн это стало началом долгого пути развития детского анализа. Чтобы суметь понять бессознательные процессы, она выдвинула гипотезу, что все, что ребенок выражает в игре, является эквивалентом свободных ассоциаций, и свои интерпретации — вопреки некоторым общепризнанным принципам — она стала давать непосредственно. По этим причинам в своем сочинении «Психоаналитический метод игры» (1955) она назвала анализ этого ребенка началом разработки ею метода анализа детей.

В последующие годы, между 1920 и 1924, она анализировала все большее число детей, причем некоторые из них были младше трех лет. Позитивные результаты, полученные при анализе этих детей, доказывали, что в своем эксперименте непосредственного толкования страхов и бессознательных содержаний Мелани Кляйн находилась на верном пути.

Но не только очевидные преимущества этого метода побуждали ее с самого начала использовать непосредственную интерпретацию — дело в том, что попытки подступиться к страхам детей с помощью других методов оказывались неудачными. Так, например, в своей книге «Психоанализ детей» (1932) она описывает случай трехлетней Рут. Маленькая девочка ни при каких обстоятельствах не желала реагировать на Мелани Кляйн, а потому с самого начала анализа вместе с ней должна была находиться сестра Рут, девушка примерно двадцатилетнего возраста. Однажды, когда сестра задержалась, Мелани Кляйн с разрешения родителей решила поработать с Рут самостоятельно, рискуя вызвать приступ страха. Ребенок побледнел, начал плакать и оказался в полной панике. После этого Мелани Кляйн, как это сделал бы, наверное, любой сочувствующий взрослый в таком положении, попыталась лаской успокоить девочку. Однако ничего не помогало; ситуация становилась все более отчаянной. Наконец Мелани Кляйн начала играть так, как это делал ребенок на предыдущем занятии, когда сестра была рядом, и она интерпретировала нынешнюю ситуацию и страх ребенка, присовокупив материал, полученный на предыдущем сеансе.

Постепенно ребенок перестал плакать. Девочка начала, сперва нерешительно, реагировать на аналитика и, наконец, стала даже ему отвечать. На следующем сеансе после некоторых колебаний она согласилась остаться в комнате наедине с Мелани Кляйн. У нее не возникло приступов страха, и аналитическая работа могла быть продолжена.

Очень скоро стало ясно, что дети тоже способны к позитивному и негативному переносу. Однако это открытие противоречило господствующим представлениям, согласно которым дети настолько поглощены своими исходными объектами, что неспособны устанавливать перенос.

Другой пример из работы «Психоанализ детей» показывает, насколько быстро интерпретация переноса понимается ребенком и тем самым способствует терапии. Рита, ребенок в возрасте двух лет и девяти месяцев, страдала ночными кошмарами, фобиями, бредом преследования и депрессивными состояниями. Ее чувства по отношению к матери были крайне амбивалентными, поэтому она «цеплялась» за нее и почти никогда не оставляла одну. На первом сеансе, который состоялся у девочки дома, Рита выглядела очень встревоженной и все время молчала. Когда она осталась наедине с аналитиком, ей тут же захотелось выйти в сад. Мелани Кляйн согласилась и вышла вместе с нею. Из нескольких фраз, которые произнесла Рита, и из того факта, что в саду она выглядела менее тревожной, Мелани Кляйн сделала вывод, что девочка боялась оставаться с ней наедине в одном помещении. Она сопоставила свою роль по отношению к ребенку с ролью враждебного незнакомца, который может причинить боль Рите, если останется с нею наедине в закрытой комнате. Она связала это со страхами ребенка, когда девочка оставалась ночью одна в своей комнате и боялась, что кто-то на нее нападет. Рита не просто согласилась с этой интерпретацией, но и через несколько минут стала совершенно дружелюбной и даже была готова вернуться в детскую комнату. Все это свидетельствовало о том, что интерпретация, данная сразу же после возникновения переноса, способствовала терапии ребенка.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...