В результате анализа маленьких детей Мелани Кляйн пришла к выводу, что эдипов комплекс возникает намного раньше, чем утверждал Фрейд, и что его версия эдиповых конфликтов является верной лишь для конечной фазы эдипова комплекса. По ее мнению, эдипов комплекс возникает уже в догенитальных фазах развития, и, следовательно, его первые проявления имеют оральный, уретральный и анальный характер. Генитальные чувства появляются гораздо позднее (см. статьи А. ХолдеРа и Г. Штольце в т. I).

Фрейд считал Сверх-Я, или моральную совесть, наследием эдипова комплекса и полагал, что Сверх-Я возникает лишь после того, как преодолен эдипов комплекс. Однако Мелани Кляйн в своей работе с маленькими детьми постоянно сталкивалась с суровостью и строгостью их моральных представлений. Любое нападение и любое причиненное зло тут же наказывались с самой изощренной жестокостью, хотя обычному окружению детей подобное поведение было совершенно не свойственно. Таким образом, она пришла к выводу, что формирование моральной совести не зависит от эдипова комплекса и что развитие эдипова комплекса как раз и определяется моральной совестью.

Работа Мелани Кляйн в 20-е годы сопровождалась многочисленными открытиями, касающимися раннего развития детей. При этом картина, получавшаяся в результате анализа маленьких детей, отнюдь не отображала детство идиллическим образом. Фантазии и поведенческие проявления детей имели большое сходство со сказками, которые так сильно любят дети: злые ведьмы, которые уносят детей; родители, которые отправляют их в лес; волки, которые их пожирают и которым затем вспарывают живот; наказания всякого рода и т. д. Насколько все же тревожны взрослые, если боятся, что эти сказки могут плохо повлиять на детей! Они сами находят в них лишь выражение собственных внутренних фантазий.

В 1932 году Мелани Кляйн опубликовала книгу «Психоанализ детей», в которой обобщает и связывает между собой сделанные ею открытия. Как уже говорилось, вначале она использовала открытие Фрейдом влечения к жизни и к смерти и проводила связь между Сверх-Я и моральной совестью, с одной стороны, — их происхождение она усматривала в раннем детстве — и агрессией ребенка — с другой. Далее, она расширила концепцию эдипова комплекса, связав его происхождение (во временном и причинном отношении) с процессом отвыкания, который приходится на конец первого года жизни. (Эту концепцию, однако, она в дальнейшем опять изменила.) И, наконец, она описала догенитальные аспекты эдипова комплекса и представила свою теорию сексуального развития мальчиков и девочек.

В этой очень содержательной книге автор иллюстрирует свои идеи многочисленными примерами. Она впервые дает здесь также детальное описание разработанных ею различных методов лечения маленьких детей (до пяти лет), а также детей латентного и пубертатного возраста. Говоря о технике детского анализа, я до сих пор излагала ранние представления Мелани Кляйн весьма схематично, поскольку эти вопросы более подробно обсуждаются в следующем разделе, в котором речь пойдет о разработанной ею теории развития.

Важнейшие работы Мелани Кляйн по теории психоанализа (1934—1960)

«Второй период» деятельности Мелани Кляйн начинается в 1934 году с прочтения лекции, представлявшей сокращенный вариант ее сочинения, опубликованного в 1935 году под названием «О психогенезе маниакально-депрессивных состояний». Здесь она впервые представляет структурную теорию психики. В ней она подразделяет развитие на первом году жизни на так называемые «позиции»; это понятие она предпочла понятию «фазы», поскольку, с одной стороны, оно является более гибким, а с другой стороны, позволяет охарактеризовать организацию психических феноменов, сохраняющихся на протяжении всей жизни.

Несомненно, это исследование, вместе с рассуждениями в работе «Печаль и ее отношение к маниакально-депрессивным состояниям» (1940) относится к ее наиболее важным теоретическим работам. Здесь она связывает свою новую структурную концепцию с разработанной ею теорией причин маниакально-депрессивных заболеваний. Если в этих двух сочинениях она представляет свою теорию депрессивной позиции и присущих ей защитных механизмов, то в опубликованной в 1946 году работе «Заметки о некоторых шизоидных механизмах» она описывает признаки паранойяльно-шизоидной позиции и тем самым дополняет свою теорию психического развития на первом году жизни.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...