Весь ее труд, начиная с 1935 года и до самой смерти, в основном был связан с объяснением этих двух позиций.

Мелани Кляйн за свою жизнь опубликовала множество статей и несколько книг. К наиболее важным трудам позднего периода относится «Зависть и благодарность» (1957), в которой она описывает зависть как врожденное деструктивное влечение, играющее крайне важную роль в развитии ребенка.

Кроме того, она написала объемную книгу о своей работе с мальчиком по имени Ричард. Эта книга под названием «Рассказ о детском анализе» была опубликована в 1961 году, через год после смерти автора. Она уникальна, поскольку дает возможность во всех деталях, сеанс за сеансом, проследить за работой аналитика Мелани Кляйн.

Второй период ее деятельности не только послужил консолидации ее прежних представлений, но и привел к новым открытиям, пожалуй, самым важным.

Как и в первые пятнадцать лет работы, ее теории продолжали вызывать бурные споры среди аналитиков, и они усилились еще больше после того, как венские аналитики, преследуемые нацистами, эмигрировали в Лондон. К тому времени Мелани Кляйн уже имела большое число сторонников, а многие ее идеи были признаны в широких кругах и оказали влияние на английскую школу психоанализа, к которой она принадлежала.

Вызванная ею полемика достигла кульминации в 1943 году в так называемых «контроверзных дискуссиях», когда были открыто высказаны расхождения во взглядах между сторонниками британской школы и венцами. В этом споре «кляйниан-цы» С. Айзеке, Дж. Ривьер, Паула Хайманн и сама Мелани Кляйн представляли свои теории главным образом в статьях, которые вместе с другими работами в 1957 году были опубликованы в книге «Направления в психоанализе».

Анализ, проведенный с детьми, позволил Мелани Кляйн глубже понять психику человека, благодаря чему расширилось и ее понимание самого раннего развития ребенка.

Как уже отмечалось, она разделяла первый год жизни на паранойяльно-шизоидную и депрессивную «позиции». В целом паранойяльно-шизоидная позиция охватывает первые 3—4 месяца жизни. Название этой позиции указывает на то, что основными страхами в этот период являются страхи преследования и что самые важные защитные механизмы основываются на расщеплении. Ребенок воспринимает свою мать прежде всего как грудь (возможно также как голос или руки); то есть у него устанавливаются отношения только с частью матери, с так называемым частичным объектом. Депрессивная позиция возникает примерно на четвертом месяце жизни и характеризуется прежде всего отношениями с целостным объектом, то есть ребенок признает свою мать как человека. В это время основной страх заключается в том, чтобы не потерять мать; он возникает вследствие собственных агрессивных импульсов ребенка.

Проработка этих позиций сопровождается совершенно нормальными событиями в развитии ребенка. То есть обозначение этих позиций с помощью терминов, заимствованных из психиатрии, указывает лишь на природу отношений, страхов и защитных механизмов в этот период и не означает, что ребенок начинает свою жизнь как психотик. То есть жизнь новорожденного отнюдь не наполнена только страхами и защитными реакциями. Он большую часть времени спит, испытывает — реальное или воображаемое — удовлетворение и в целом ощущает себя довольным. Однако он переживает периоды страха, который вследствие своей крайне примитивной природы требует сильнодействующих защитных реакций. И хотя приводящая к успокоению проработка этих ранних чувств страха является этапом в развитии любого ребенка, она все же представляет собой весьма сложную задачу и предполагает уравновешенность между чувствами ребенка и матери, которая о нем заботится и помогает ему справиться с этими проблемами.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...