Благодаря своим исследованиям психики Мелани Кляйн пришла к выводу, что уже у новорожденного действуют две противоположные силы, которые с первых дней повергают ребенка в конфликт. Она назвала эти силы влечением к жизни и влечением к смерти и выдвинула гипотезу, что с самого рождения существует элементарное и рудиментарное Я, которое способно, пусть даже и в ограниченной степени, воспринимать эти врожденные влечения, ощущать страх и вырабатывать защитные механизмы, чтобы с ними бороться.

Поскольку эти влечения имеют биологическую природу, сами по себе они не могут восприниматься психикой непосредственно. Поэтому Я продуцирует фантазии — психологические трансформации инстинктивных влечений и представления об объекте, который эти влечения удовлетворяет. Эти фантазии образуют основу психической жизни, в которой Я осуществляет свою деятельность. Разумеется, Я маленького ребенка пока еще значительно отличается от Я взрослого человека, поскольку оно пока не развито и не интегрировано. Однако под влиянием либиди-нозных влечений оно с самого начала стремится к интеграции.

Свой первый внешний опыт новорожденный приобретает при рождении: лишенный защитной среды, которую обеспечивало материнское тело, он подвержен воздействию множества неизвестных раздражителей. Мелани Кляйн предполагает, что акт рождения воспринимается младенцем как преследование, и она считает, что ребенок может представлять себе под ним внешнюю катастрофу, которая в количественном отношении вполне соответствуют внутреннему влечению к смерти.

Решающим фактором выбора направления, в котором будет развиваться ребенок, является при этом взаимодействие между этими внутренними противоречивыми силами любви и ненависти и реальным внешним объектом — матерью.

Совпадение влечения к жизни и жизнеутверждающих свойств внешнего объекта, с одной стороны, и самых ранних приносящих удовлетворение переживаний при насыщении — с другой, способствуют формированию и закреплению первого позитивного опыта.

По-видимому, психика, следуя предопределенному биологическому плану, с самого начала использует в основном два оперативных механизма: принятие и выбрасывание, то есть интроекцию и проекцию.

Мелани Кляйн считает, что вследствие ограниченной способности к восприятию ребенок может воспринимать свою мать вначале только как грудь, то есть как частичный объект. Тем самым грудь становится как объектом любви, так и объектом агрессии ребенка

Благодаря либидинозным влечениям грудь предстает как хорошая и приносящая удовлетворение; поэтому и отношение к груди будет хорошим. Благодаря ин-троекции она интернализируется в качестве позитивного объекта и тем самым способствует формированию и развитию Я.

Мелани Кляйн считает, что Я с самого начала воспринимает влечение к смерти в виде страха. Частично оно пытается направить это влечение с помощью проекции вовне и частично преобразовать в агрессию. Однако чтобы иметь возможность спроецировать его вовне, Я должно расщепить часть, которую оно содержит, и спроецировать ее на объект, то есть на грудь, из-за чего грудь кажется ребенку опасной. Преобразование сохраняющейся части влечения к смерти в агрессию происходит благодаря слиянию с либидинозными импульсами и представляет собой форму самозащиты.

Процессы интроекции и проекции постоянно влияют друг на друга. Ребенок эмоционально окрашивает свое восприятие объекта в зависимости от собственных чувств и интернализирует соответствующим образом объект. Для иллюстрации обсуждаемых здесь феноменов я бы хотела привести здесь пример, в котором описывается поведение и реакции двух младенцев в возрасте примерно шести недель.

Петер умиротворенно спал в своей коляске. Он выглядел безмятежным и производил своими губами сосательные движения, которые сопровождались хватательными движениями рук. Он начал пробуждаться и захныкал. Его сосательные движения стали более активными, а затем снова исчезли. Это продолжалось лишь Короткое время; после чего малыш окончательно проснулся, закричал, и мать взяла его на руки. Пока она его держала и баюкала, выражение его лица постоянно менялось.

То он широко улыбался, то кривил личико и всхлипывал, словно облачко заслоняло солнце, после чего вновь расплывался в лучезарной улыбке. Так продолжалось три-четыре минуты, пока он наконец не расплакался. Но он сразу замолк, как только мать приложила его к груди.

Это поведение свидетельствует о том, что когда ребенок безмятежно спит, он испытывает чувство, будто держит во рту хорошую грудь, которая, однако, находится внутри него и которую он продолжает сосать, совершая соответствующие движения ртом. Просыпаясь с чувством голода, он ощущает что-то нехорошее внутри себя, плохую грудь, которая вызывает плохие чувства и является причиной для всхлипываний и гримас. Но теперь малыш должен сам себя защитить и отстранить от себя эти нехорошие чувства. Он осуществляет это, вновь обращаясь к хорошей интернализированной груди, и на какое-то время достигает этого также благодаря интенсификации галлюцинаторных фантазий об исполнении желания, которые можно распознать в его активных сосательных движениях. Но в конце концов прорывается реальность как внутренняя, так и внешняя; младенец осознает, что голоден и что его не кормят. В этот момент выражение его лица меняется удивительным образом. Младенец словно ведет диалог с двумя различными объектами: во-первых, с хорошей грудью и с матерью, которая его держит, — на нее он реагирует смехом; во-вторых, с плохой грудью, вызывающей чувство голода, и с матерью, которая его не кормит, — на нее он реагирует мрачным выражением лица. Это изменение выражения лица создает впечатление, будто речь идет о двух совершенно разных младенцах. Между смеющимся и мрачно выглядящим Петером словно произошло расщепление. Однако его готовность в конце концов без колебаний взять грудь указывает на то, что она связана с позитивными ощущениями и, следовательно, способна его успокоить.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Управленческие процессы
Уровень развития информационного пространства начинает самым непосредственным образом влиять на экономику, деловую и общественно-политическую активность, граждан, другие стороны жизни общества. Ин ...