Благодаря своим исследованиям психики Мелани Кляйн пришла к выводу, что уже у новорожденного действуют две противоположные силы, которые с первых дней повергают ребенка в конфликт. Она назвала эти силы влечением к жизни и влечением к смерти и выдвинула гипотезу, что с самого рождения существует элементарное и рудиментарное Я, которое способно, пусть даже и в ограниченной степени, воспринимать эти врожденные влечения, ощущать страх и вырабатывать защитные механизмы, чтобы с ними бороться.

Поскольку эти влечения имеют биологическую природу, сами по себе они не могут восприниматься психикой непосредственно. Поэтому Я продуцирует фантазии — психологические трансформации инстинктивных влечений и представления об объекте, который эти влечения удовлетворяет. Эти фантазии образуют основу психической жизни, в которой Я осуществляет свою деятельность. Разумеется, Я маленького ребенка пока еще значительно отличается от Я взрослого человека, поскольку оно пока не развито и не интегрировано. Однако под влиянием либиди-нозных влечений оно с самого начала стремится к интеграции.

Свой первый внешний опыт новорожденный приобретает при рождении: лишенный защитной среды, которую обеспечивало материнское тело, он подвержен воздействию множества неизвестных раздражителей. Мелани Кляйн предполагает, что акт рождения воспринимается младенцем как преследование, и она считает, что ребенок может представлять себе под ним внешнюю катастрофу, которая в количественном отношении вполне соответствуют внутреннему влечению к смерти.

Решающим фактором выбора направления, в котором будет развиваться ребенок, является при этом взаимодействие между этими внутренними противоречивыми силами любви и ненависти и реальным внешним объектом — матерью.

Совпадение влечения к жизни и жизнеутверждающих свойств внешнего объекта, с одной стороны, и самых ранних приносящих удовлетворение переживаний при насыщении — с другой, способствуют формированию и закреплению первого позитивного опыта.

По-видимому, психика, следуя предопределенному биологическому плану, с самого начала использует в основном два оперативных механизма: принятие и выбрасывание, то есть интроекцию и проекцию.

Мелани Кляйн считает, что вследствие ограниченной способности к восприятию ребенок может воспринимать свою мать вначале только как грудь, то есть как частичный объект. Тем самым грудь становится как объектом любви, так и объектом агрессии ребенка

Благодаря либидинозным влечениям грудь предстает как хорошая и приносящая удовлетворение; поэтому и отношение к груди будет хорошим. Благодаря ин-троекции она интернализируется в качестве позитивного объекта и тем самым способствует формированию и развитию Я.

Мелани Кляйн считает, что Я с самого начала воспринимает влечение к смерти в виде страха. Частично оно пытается направить это влечение с помощью проекции вовне и частично преобразовать в агрессию. Однако чтобы иметь возможность спроецировать его вовне, Я должно расщепить часть, которую оно содержит, и спроецировать ее на объект, то есть на грудь, из-за чего грудь кажется ребенку опасной. Преобразование сохраняющейся части влечения к смерти в агрессию происходит благодаря слиянию с либидинозными импульсами и представляет собой форму самозащиты.

Процессы интроекции и проекции постоянно влияют друг на друга. Ребенок эмоционально окрашивает свое восприятие объекта в зависимости от собственных чувств и интернализирует соответствующим образом объект. Для иллюстрации обсуждаемых здесь феноменов я бы хотела привести здесь пример, в котором описывается поведение и реакции двух младенцев в возрасте примерно шести недель.

Петер умиротворенно спал в своей коляске. Он выглядел безмятежным и производил своими губами сосательные движения, которые сопровождались хватательными движениями рук. Он начал пробуждаться и захныкал. Его сосательные движения стали более активными, а затем снова исчезли. Это продолжалось лишь Короткое время; после чего малыш окончательно проснулся, закричал, и мать взяла его на руки. Пока она его держала и баюкала, выражение его лица постоянно менялось.

То он широко улыбался, то кривил личико и всхлипывал, словно облачко заслоняло солнце, после чего вновь расплывался в лучезарной улыбке. Так продолжалось три-четыре минуты, пока он наконец не расплакался. Но он сразу замолк, как только мать приложила его к груди.

Это поведение свидетельствует о том, что когда ребенок безмятежно спит, он испытывает чувство, будто держит во рту хорошую грудь, которая, однако, находится внутри него и которую он продолжает сосать, совершая соответствующие движения ртом. Просыпаясь с чувством голода, он ощущает что-то нехорошее внутри себя, плохую грудь, которая вызывает плохие чувства и является причиной для всхлипываний и гримас. Но теперь малыш должен сам себя защитить и отстранить от себя эти нехорошие чувства. Он осуществляет это, вновь обращаясь к хорошей интернализированной груди, и на какое-то время достигает этого также благодаря интенсификации галлюцинаторных фантазий об исполнении желания, которые можно распознать в его активных сосательных движениях. Но в конце концов прорывается реальность как внутренняя, так и внешняя; младенец осознает, что голоден и что его не кормят. В этот момент выражение его лица меняется удивительным образом. Младенец словно ведет диалог с двумя различными объектами: во-первых, с хорошей грудью и с матерью, которая его держит, — на нее он реагирует смехом; во-вторых, с плохой грудью, вызывающей чувство голода, и с матерью, которая его не кормит, — на нее он реагирует мрачным выражением лица. Это изменение выражения лица создает впечатление, будто речь идет о двух совершенно разных младенцах. Между смеющимся и мрачно выглядящим Петером словно произошло расщепление. Однако его готовность в конце концов без колебаний взять грудь указывает на то, что она связана с позитивными ощущениями и, следовательно, способна его успокоить.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...