Этим кратким описанием нескольких сеансов я отнюдь не хочу создать впечатление, будто своими интерпретациями достигла граничащих с чудом или стойких изменений. Чего мне удалось добиться, так это перебросить мост между пациенткой и мной, благодаря чему вообще стали возможными общение и понимание. В результате Шейла стала несколько более доступной, и она начала рассказывать мне о подруге своей сестры, которую она навестила в конце прошлой недели. Эта подруга была очень милым, добрым и искренним человеком, и когда Шейла собралась уезжать, она даже ее обняла. Шейла была этим очень растрогана; для нее это было так непривычно и не «по-английски». Ей хотелось бы жить вместе с сестрой, потому что она хотела чаще видеть эту девушку или, возможно, стать ее близкой подругой. Во время своего рассказа она говорила быстро и весьма возбужденно; но когда Шейла приблизилась к его завершению, у нее появился беспокойный и недоверчивый взгляд. В конце она заметила, что хотела бы быть свободной и не оставаться больше в больнице.

Затем она рассказала мне также о своей тете, которая как раз и посоветовала ей решиться на анализ. Хотя эта тетя обычно выступала против анализа, в данном случае она все же уговорила ее попробовать и посмотреть, что получится — если бы Шейле не понравилось, анализ можно было бы прекратить. Но Шейла знала, что все далеко не так просто, раз уже был сделан первый шаг.

Давая интерпретацию, я сказала пациентке, какие чувства вызывал у нее человек, которого она считала дружелюбным, и добавила, что она воспринимала дружелюбной также меня, поскольку считала, что я могу ее понять и помочь ей в ее положении. Подобные чувства были для нее совершенно незнакомыми, и она боялась, что захочет чего-то большего. Вместе с тем она сознавала, что именно аналитик и дал ей понимание этого и что ей придется остаться наедине с этой своей потребностью. Чтобы избавиться от своего болезненного чувства, лучше всего было бы «пробраться» в меня, точно так же, как, наверное, младенцем ей хотелось «пробраться» в мать и ее грудь. То, что вначале пациентке казалось решением, в конечном счете стало вызывать тревогу; ибо, как это можно увидеть из ее замечания в начале анализа, она боялась, что может оказаться в плену своих чувств и уже неспособной освободиться. Именно потому, что ее чувства были весьма интенсивными, она стала опасаться, что ее желание быть принятой, то есть сблизиться со мной — дружелюбно настроенной женщиной, — может привести к тому, что она окажется в моей власти.

При следующей встрече Шейла снова вернулась к разговору о подруге своей сестры, а затем рассказала и о самой сестре. В их семье было еще несколько детей, но эту сестру она любила больше других. Шейла сказала, что она очень милая, сердечная и отзывчивая. И хотя она была несколько младше ее, она казалась ей старшей, а иногда и более зрелой. Они были очень похожи друг на друга, разве что их волосы отличались: у сестры были длинные, густые, светлые волосы, тогда как ее волосы были жидкие и короткие. Было видно, что ей очень неприятно говорить об этом; но с некоторыми усилиями она продолжила свой рассказ. С тревогой и недовольством в голосе она сказала, что различие между нею и сестрой заключается в том, что она не дает своим волосам расти; она постоянно их выдергивает, обрывает ногтями и грызет; нередко даже она съедает откусанные части волос.

Я думаю, что на этом материале можно прояснить некоторые феномены, о которых говорилось выше, если проследить за ассоциациями пациентки при переносе. Она использует проективную идентификацию, чтобы, с одной стороны, избавиться от своих плохих чувств, а с другой стороны, подчинить меня себе и мною распоряжаться. То и другое, однако, порождает новые чувства страха. Как только она перенесла на меня все свои плохие чувства, ей пришлось увидеть во мне нечто беспомощное и опасное, поскольку она ожидает, что я попытаюсь — если я такая же, как и она — эти плохие чувства переместить опять на нее. В этом случае при переносе я репрезентировала для нее плохую грудь, которая должна была причинить ей зло. Ей удалось на какой-то момент вернуться к идеальной груди (улыбка), но, разумеется, это состояние не было статичным, и поэтому ощущение страха и муки очень скоро вернулось. С помощью интерпретации мне удалось добиться некоторых изменений, в результате чего она стала воспринимать меня саму по себе, а не просто как свой внешний объект. Теперь она воспринимала меня с чуть большей надеждой, поскольку признала, что я могла принять ее чувства, не становясь такой, как она, и что благодаря этому я могла дать ей некоторое облегчение. Как только она впервые стала воспринимать меня как хорошую, ею овладело желание приблизиться ко мне — по сути, к подруге сестры. Это желание быть рядом нацелено на то, чтобы со всей жадностью получить от меня как можно больше. Пациентка испытала желание «проскользнуть» в свой объект, лишь бы не испытывать чувства обособленности. Но в результате тут же снова возникла клаустрофобия. На последнем сеансе, как мне кажется, вполне проявились агрессивные черты пациентки. Она атакует собственные волосы, то есть грудь, и хотя ощущает после этого хорошую грудь внутри себя, однако искромсанную, искусанную, как проглоченные волосы. И ею овладевает отчаяние при мысли, что она никогда не сумеет вырасти, как ее братья и сестры или другие дети. Когда в ходе анализа весь этот материал стал доступным для пациентки ей — по крайней мере на какое-то время — удалось посмотреть на вещи в новом свете; появился другой материал, а отношения между нею и мной значительно улучшились, в результате чего мы получили возможность продолжить совместную работу.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...