Если теперь ребенок способен устанавливать прочные отношения с матерью как отдельным от него человеком, то он постепенно осознает также существование других людей, обычно прежде всего отца. В конце концов он замечает, что мать вступает в отношения и с другими людьми, и он должен справиться теперь с совершенно новыми чувствами: впервые появляется ревность.

В этой фазе развития доминируют прежде всего орально-каннибальские тенденции, и становится очевидным, насколько жадно ведет себя ребенок в это период. Если только объект ему нравится, он хочет получить от него как можно больше. Очень выраженными являются здесь фантазии, связанные с кусанием и проглатыванием. С другой стороны, любовь к объекту может также побудить ребенка защищать его, благодаря чему его жадные импульсы, по крайней мере частично, сдерживаются.

Наряду с оральными побуждениями, которые в этот отрезок жизни являются основными, все большее значение приобретают также уретральные, анальные и ге-нитальные импульсы.

Еще одним очень важным моментом в депрессивной позиции является чувство амбивалентности. Оно возникает вследствие борьбы между ненавистью и любовью, которая переживается особенно интенсивно, поскольку мать одновременно является и объектом любви, и объектом ненависти.

В связи с любовью к матери, зависимостью от нее и враждебными чувствами по отношению к ней ребенок переживает целый ряд разнообразных форм страха. Так, он начинает внутренне и внешне бояться за состояние своей матери. Внутренне он опасается, что ее могут разрушить, то есть что он должен будет приютить в себе умирающую или даже мертвую мать; внешне он опасается ее потерять, то есть того, что она может к нему никогда не вернуться.

От внешних условий отношений между матерью и ребенком зависит то, в какой степени эти страхи регулируются или модифицируются. Ибо по мере интеграции Я ребенок учится не только бояться за мать и о ней заботиться, но и ощущает также свои деструктивные желания по отношению к ней; он страдает от того, что, возможно, причинил ей в реальности или в фантазии зло, от чувства вины.

В паранойяльно-шизоидной позиции интеграция, если таковая к этому времени вообще существует, сохраняется лишь короткое время; всякий раз перевешивает расщепление между добрым и плохим, которое — как уже говорилось — всегда ведет также к расщеплению Я. И наоборот, в депрессивной позиции, в которой мать осознается в качестве одного и того же человека, Я также становится «единственным Я»; ребенок уже не воспринимает сам себя как существо, разделенное на части, а сознает, что он испытывает по отношению к матери не только любовь, но одновременно и ненависть. Следовательно, ребенок чувствует, с одной стороны, что беспокоится о состоянии матери, а с другой стороны, страдает от того, что сам причинил вред своему любимому объекту. Возникающее в результате этого чувство вины относится к наиболее очевидным особенностям этой фазы. Еще одним важным моментом в этой связи является то, что Я и Сверх-Я осуществили процесс интеграции, в ходе которого крайне поляризованные преследующие и идеальные объекты также испытали определенную интеграцию. Еще к началу депрессивной позиции Сверх-Я проявляло власть с большой жесткостью и строгостью. Однако по мере развития и благодаря смягчающим влияниям оно становится все более дружелюбным и в конце концов начинает скорее напоминать реальное поведение родителей данного ребенка. Но перед этим именно из-за жестокости Сверх-Я чувство вины приобретает такой особенно мучительный характер.

Чувство вины и беспокойство о любимом объекте ведут к новой установке в жизни ребенка — установке возмещения. Ее цель заключается в том, чтобы в фантазии и в реальности устранить вред, который, как полагает ребенок, он причинил своему объекту.

Если ребенок в приступе ярости атаковал свою мать, то он ощущает по отношению к ней чувство боли, отчаяния и вины, поскольку в силу своего чувства всемогущества он полагает, что атака была такой сильной, что разрушила мать; ребенок считает теперь, что мать мертва и уже не вернется назад. Поэтому он должен ее воссоздать; он должен шаг за шагом компенсировать то, что причинил ей в своем воображении. Однако репарация осуществляется не только в фантазии. Ребенок вскоре обнаруживает, что нравится матери в его поведении, и пытается возместить совершенное, стараясь сделать мать счастливой и несколько заглушить свою собственную агрессию. Поскольку в этой фазе другие люди также вступают в жизнь ребенка, описываемые здесь эмоциональные побуждения отчасти переносятся и на них.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...