Как уже отмечалось, возмещение представляет собой фундаментальный механизм в депрессивной позиции, который позитивно влияет на интеграцию. Но если в нем проявляются маниакальные черты и оно используется как защита, то возмещение теряет свои конструктивные свойства. Так, например, в том случае, если тенденция к проявлению чувства жадности выражена слишком сильно, восстановленный и вследствие этого приобретший большую ценность объект может провоцировать все новые продиктованные жадностью атаки против себя. Чтобы избежать этой ситуации и возникающих затем чувств страха, возмещение направляется в первую очередь на объекты, воспринимающиеся как незначительные, и оно осуществляется в форме, которая не позволяет этим объектам когда-либо снискать большее уважение.

Преодоление чувств страха в депрессивной позиции и соразмерное сочетание механизмов защиты и восстановления способствует ослаблению агрессивных влечений и тем самым содействует дальнейшему развитию ребенка. Ибо когда ребенок осознает свою любовь к объекту, его плохие чувства смягчаются, и в дальнейшем он учится все больше контролировать свои влечения. Кроме того, по мере укрепления организации его Я и благодаря восприятию других людей из своего окружения его чувства концентрируются уже не только на матери, но и распространяются также на остальных. Такое распределение чувств, с одной стороны, служит для ребенка защите матери, а с другой стороны, эти чувства проявляются теперь менее сильно и менее опасно.

Благодаря торможению и вытеснению возникает символическое образование, которым ребенок может заменять реальные объекты и воссоздавать их в своей психике. Благодаря символообразованию развертывается весь сложный процесс мышления (см. статью П. Орбана в т. I).

Переживания в депрессивной позиции образуют основу для созревания, развития и интеграции в направлении более тонкого функционирования психики.

Я намеренно не говорила о завершении депрессивной позиции, поскольку ее воздействие сохраняется на протяжении всей жизни, и ограничилась обсуждением ее происхождения и возможных проявлений.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Смотрите также

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...