Основным событием депрессивной позиции является момент осознания матери как человека. Затем ребенок постепенно начинает воспринимать и других людей, прежде всего отца, и рке этим закладывается фундамент эдипова комплекса Собственно говоря, эдипов комплекс относится к депрессивной позиции, ибо он определяется ее развитием и со своей стороны влияет на то, какими будут ее последствия для ребенка.

Хотя ребенок воспринимает существование двух человек — отца и матери — в своем окружении, он все-таки не может их полностью разделять. Вначале, по-видимому, он осознает лишь их сочетание, причем каждый из них содержит в себе свойства другого. В этом смысле ребенок может видеть в своей матери также отца, точнее говоря, пенис отца, а в отце — грудь матери. В этот период, то есть в середине первого года жизни, восприятие ребенка является пока еще крайне неопределенным и недифференцированным, и так продолжается еще какое-то время, пока ребенок не становится способным четко различать мать и отца. В дальнейшем эта комбинированная фигура родителей продолжает играть важную роль в защитных механизмах, связанных с эдиповыми проблемами.

Как только родители начинают восприниматься несколько более дифференцированно и как существующие по отдельности, ребенок осознает также и отношения между ними; в результате возникают чувства ревности, зависти, а также того, что он исключен из их отношений. Теперь в этих постоянных отношениях между родителями ребенок видит обмен вещами, причем теми вещами, на которые он претендует сам. Поэтому он к ним враждебно настроен и воспринимает отношение к себе как плохое; в их взаимодействии он видит не просто нечто такое, что они делают между собой, а поступки, направленные против него. Из-за своей враждебности он нападает теперь на них обоих и — поскольку в этой фазе доминирует ин-троекция — интроецирует их как нечто плохое или разрушенное. Его депрессивные страхи значительно усиливаются, поскольку теперь он уже не просто должен справиться с чувством того, что внутри него находится разрушенная грудь — он интрое-цировал разрушенных родителей (или их половой акт).

Согласно Мелани Кляйн, любой ребенок — мальчик или девочка — с самого раннего возраста на бессознательном уровне знает о существовании половых органов, пениса и вагины. И он видит в родительских отношениях прежде всего половой акт, который наделяется чертами его собственных первичных влечений; то есть он считает, что родители лишают его орального, уретрального, анального или генитального удовлетворения, которое они даруют друг другу. Под влиянием своих инстинктивных импульсов ребенок воспринимает половые органы как обладающие свойствами других органов; так, например, пенис может быть чем-то съедобным, вагина — ртом и т. д. И, как общеизвестно, в связи с этим продукты жизнедеятельности младенца также приобретают необычные качества: моча становится тем, что оплодотворяет, фекалии — маленьким ребенком; даже то, что делается родителями, наделяется подобными свойствами.

Вспомним Лизу, маленькую девочку из нашего примера. Она начала рассказывать мне о своих снах, когда ей было как раз три года, и поскольку слова для обозначения сна еще не знала, то называла его «ночными вещами».

Однажды Лиза рассказала мне, что ночью к ней пришел огромный человек. Он сказал, что она должна съесть его огромный банан; но затем пришла мать, отправила Лизу спать и съела банан сама

Фрустрация, которую испытывает ребенок из-за отношений его родителей и своего чувства, что из этих отношений он исключен, вызывает у него огромную боль и порождает острое чувство враждебности. Поэтому он пытается нападать на родителей, используя все доступные средства.

Следующий пример из анализа девочки в возрасте двух с половиной лет должен показать, как она воспринимала отношения между родителями и как на них реагировала.

Анна-Мария проходила анализ, потому что ее мать считала совершенно невозможным с ней справиться. Она всегда, с самого рождения, медленно и плохо ела. Она страдала ночными страхами, из-за чего родители часто брали ее в свою спальню, где она могла оставаться и спать. Время от времени она проводила несколько дней в доме своей бабушки. Мать была весьма слабой и крайне тревожной женщиной, ощущавшей себя измученной детьми и домашними обязанностями.

На сеанс, о котором я здесь рассказываю, Анна-Мария взяла с собой двух маленьких кукол, положила на кушетку, накрыла одеялом и, указав головой на выключатель, сказала: «Свет!» Когда я уточнила, что, наверное, уже ночь, она кивнула. После этого она очень аккуратно разложила возле кукол маленькие чашки, тарелки и ложки. Как можно более осторожно она попыталась налить воду в чашки и положить на тарелки изготовленные из бумаги котлеты. Вслед за этим она начала издавать своим ртом звуки, смачно причмокивала губами и изображала, что с шумом их проглатывает. Через какое-то время она вдруг резко сбросила всю «еду» на пол, растоптала ногами, несколько раз плюнула и полила ее водой, которую смогла найти. Анна-Мария свирепо скрежетала зубами и топала ногами. Затем начала реветь; она сильно испугалась, побежала в дальний конец комнаты и позвала мать. Очевидно, по ее ощущениям, отношения ее родителей имели преимущественно оральный характер. Анна Мария изображала праздничный ужин родителей, на который ее не пригласили. Это привело ее в такое бешенство, что она атаковала их всеми имеющимися в ее распоряжении средствами — орально, мышечно и уретрально. Но в конце концов она все же испугалась возмездия, и поскольку на сеансе я воплощала собой родителей, обратилась за помощью к матери.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Последователи Фрейда
...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...