И при психозе, и при неврозе пациент достиг и в известном смысле пережил депрессивную позицию. В этой позиции ребенок приобретает способность формировать символы и развивать речь. Основные периоды, в которых могут возникнуть точки фиксации для психозов, по-видимому, относятся к начальной стадии депрессивной позиции. Однако вполне возможно, что уже в самом раннем детстве имеются ситуации, в которых дезинтеграционные процессы настолько сильны, что ребенок вообще не достигает депрессивной позиции. В таком случае он не способен научиться говорить, и весьма вероятно, что его следует расценивать как страдающего психическими нарушениями. Если же ребенок в своем развитии достиг депрессивной позиции, то переработке специфичных для нее страхов препятствует чрезмерная интенсивность дезинтегрирующих процессов и проективной идентификации, которые типичны для паранойяльно-шизоидной позиции. Следствием этого, как правило, является заболевание шизофренического типа.

Частой причиной маниакально-депрессивных заболеваний является чрезмерное использование проективной идентификации, поскольку в результате ребенок теряет способность печалиться и перерабатывать депрессивные состояния, которые возникают вследствие проблем в ранних отношениях мать-грудь, и лишается способности удовлетворительным образом интроецировать хороший объект.

Благодаря своему открытию паранойяльно-шизоидной и депрессивной позиции Мелани Кляйн внесла важный вклад в понимание психопатологических взаимосвязей, особенно при невротических и психотических заболеваниях. Можно даже сказать, что в области психозов она явилась новатором; однако данные, полученные ею при исследовании раннего развития, имели огромное значение также и для понимания невротических расстройств. Особенно важным, например, был ее вклад в изучение неврозов навязчивости. Она продемонстрировала их связь с паранойяльно-шизоидными механизмами, в частности то, каким образом сдерживается или контролируется тенденция к эксцессивному расщеплению. Кроме того, своей концепцией проективной идентификации Мелани Кляйн способствовала пониманию неврозов, связанных с нерешенной проблемой идентичности. Разумеется, ее работы, посвященные различным формам расщепления, его функции и влиянию на проективные феномены, также способствовали исследованию вытеснения; благодаря им появилась возможность провести разграничение между вытеснением и ранними защитными механизмами и дифференцировать различные формы самого вытеснения.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...