В 1917 году, в возрасте 21 года, Микаэл Балинт1 под влиянием сочинений Фрейда «Три очерка по теории сексуальности» (1905) и «Тотем и табу» (1913) «бесповоротно обратился к психоанализу».

Спустя несколько месяцев после того, как в 1920 году Балинт закончил обучение медицине, он и его жена Алиса начали изучать психоанализ у доктора Ганса Захса в Берлине. Несколько лет спустя они перешли к Шандору Ференци и здесь, в Будапеште, завершили психоаналитическую подготовку.

Встреча с Ференци оказалась для Балинта необычайно плодотворной. Почти во всех своих последующих работах Балинт обращается к идеям Ференци, которые он модифицирует и развивает, а опубликованная им в 1966 году статья «Технические эксперименты Шандора Ференци» свидетельствует о сохранявшейся в течение всей жизни привязанности и благодарности, которые Балинт испытывал к своему умершему в 1933 году учителю.

С 1917 года Балинта интересуют прежде всего две темы: « .развитие сексуальных функций у индивида и развитие межчеловеческих отношений .» (Balint 1965, 9), при этом все большее значение приобретают для него самые ранние объектные отношения.

Не склонный к умозрительным гипотезам и привыкший основываться на клинических наблюдениях, Балинт изучает процессы, «которые развиваются и изменяются под влиянием аналитической ситуации у пациента, то есть метод психоаналитика и реакции на него пациента» (там же).

Психоаналитическая ситуация, «особое, не имеющее аналогов отношение между двумя людьми» (Balint 1957b, 242), согласно Балинту, является источником, из которого проистекают едва ли не все его психоаналитические идеи.

При изучении самых ранних объектных отношений в ситуации взаимодействия Двух людей, характеризующейся переносом и контрпереносом, Балинт выходит за рамки классического метода, предполагающего наличие отношений между врачом и пациентом на эдиповом уровне, и открывает новую область переживаний — «первичную форму любви».

В 1935 году в своей работе «О критике учения о догенитальной организации либидо» Балинт пишет: «В конце концов мы должны всерьез отнестись к тому, что все мы обнаружили и что первым описал ференци (1924) в своей теории гени-Тальности, а именно, что даже в самых глубоких, но по-прежнему доступных для анализа слоях души господствуют объектные отношения. Именно они принципиально определяют радости и страдания индивида. Однако точно их описать, то есть облачить эти переживания в слова, не так-то просто. Прежде всего я обнаруживал их в таких случаях анализа, когда из-за особо стойких нарушений характера нам приходилось в подлинном смысле слова углублять аналитическую работу. В конечной фазе такого лечения, которое я назвал новым началом, со всей очевидностью проявлялась природа этих первых объектных отношений» (Balint 1965, 57).

Он выдвигает тезис, что «развитие объектных отношений, то есть развитие любви», и «развитие сексуальных целей, или, что означает то же самое, развитие способности получать удовольствие, то есть эротики» (там же, 49; см. также: Balint 1959, 111) являются двумя отдельными процессами, хотя они друг на друга влияют. Следуя Ференци, Балинт называет эти первые объектные отношения, эту «первичную форму любви» «пассивной объектной любовью». Из «пассивной объектной любви» возникает, по его мнению, не только догенитальная, но и так называемая постамбивалентная, генитальная любовь, которую он называет «активной объектной любовью». В 1937 году Балинт, опираясь на идеи Алисы Балинт и Имре Германна, вместо понятия «пассивной объектной любви» вводит понятие «первичной» или «примитивной объектной любви», или «первичных объектных отношений» (там же, 94).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...