Первичная объектная любовь, это самое раннее отношение к объекту, на мой взгляд, в конечном счете является предпосылкой слов Фрейда: «Нахождение объекта — это, по существу, нахождение заново», которое «помогает воссоздать утраченное счастье» (V, 123-124).

Только при условии отношений любви матери и ребенка устранение границ между Я и Ты, внутреннее единение двух любящих людей, можно назвать нахождением заново. Фрейд говорит также, что «ребенок учится любить других людей, которые помогают в его беспомощности и удовлетворяют его потребности, по образцу и в продолжение своего младенческого отношения к кормилице» и что именно мать «учит ребенка любить» (V, 124-125).

Балинт считает, что «тесная связь» между матерью и ребенком «слишком рано разрывается нашей культурой» и что вследствие этого, «помимо прочего, возникают столь важные тенденции цепляния, но также и общая неудовлетворенность, ненасытная жадность наших детей» (Balint 1965, 94). В продолжение этой мысли он вводит понятие «окнофилии» — состояние, которое развивается из архаической фазы первичной любви как реакция «на травматическое открытие существования обособленных отдельных объектов» (Balint 1959, 73). То есть потребность в цепляний окнофила является реактивным образованием на страх оказаться оставленным любимым объектом, к которому нет доверия. Настоящая цель окнофила — «ощущать поддержку со стороны объекта . никогда не может быть достигнута с помощью цепляния» (там же, 29). Окнофилия соответствует «в той или иной степени . описанию Боулби "цепляния" и "следования" или того, что в общей аналитической теории описывается как зависимость от объекта» (Balint 1965,160). «В той или иной степени» потому, что «цепляние» и «следование» в мире животных в первые фазы развития представляют собой вполне нормальные явления, точно так же, как и инстинктивное цепляние младенца в первой фазе его внеутробного существования, тогда как окнофилию уже можно охарактеризовать как патологическую форму реакции.

Таким образом, развитие «первичного доверия» у младенца, то есть доверительных отношений между матерью и ребенком, а также «взаимные доверительные, простодушные отношения» между ребенком в пациенте и его первичным объектом в рамках аналитической ситуации может основываться на следующих предпосылках: младенец, как и ребенок в пациенте, в начале или в «новом начале» своего существования находится в «том гармоничном мире», который Балинт называет первичной любовью. В этом мире «не может и не должно быть никаких столкновений интересов между субъектом и внешним миром». Инстинктивные потребности субъекта и его первичного объекта удовлетворяются в результате одних и тех же действий . таких, как кормить и питаться, обнимать и быть обнятым . В определенной степени это относится также к отношениям между пациентом и аналитиком» (Balint 1968, 135). Следовательно, мать, как и аналитик, является «окружением», которое принимает младенца, а также ребенка в пациенте «и готова его поддерживать и носить, как носит человека земля, которой он доверяется всем своим весом» (там же, 177).

Непрерывность этих первичных объектных отношений, в которых в удовлетворительной форме переживается «спокойное, тихое благополучие», а в более или менее терпимой форме — фрустрация, создает у младенца, как и у ребенка в пациенте, все большую уверенность в том, что ему окажут поддержку. Благодаря такому доверию к внешнему миру и к самому себе приобретается способность оставлять первичный объект, не испытывая при этом сильного страха или напряжения. Эти зачаточные формы автономии (Erikson 1950, нем. изд., 245) в конечном счете приводят к тому, что маленький ребенок, равно как и ребенок в пациенте, начинает испытывать полное доверие к себе, «стоять на собственных ногах» как в физическом, так и в психическом смысле.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...