В дальнейшем Хайнц Гартманн опишет этот феномен с помощью понятий «первичной автономии» (Hartmann 1939) и «вторичной автономии» (Hartmann 1950, 1952; см. Loch 1966,884).

Балинт, однако, видит также возможность того, «что уже не сексуализирован-ные (или менее сексуализированные) функции влечения Я вновь могут быть эротически катектированы регрессивным образом». По его мнению, это является «механизмом возникновения психогенных органических болезней» (Balint 1965, 43). В заключение, останавливаясь на отношениях между болезнью и характером, Балинт пишет, что, по его опыту, «болезнь и соответствующая констелляция черт характера устраняются примерно в одно время благодаря аналитической работе» (там же, 46).

В 1935 году в своей работе «Критика теории догенитальной организации либидо», эпиграфом к которой, по его словам, могло служить изречение Фрейда «Нахождение объекта — это, по существу, нахождение заново» (Freud V, 123), Балинт пытается доказать, что «развитие объектных отношений, то есть развитие любви» и «развитие сексуальных целей или, что означает то же самое, развитие обретения удовольствия, эротики» являются двумя отдельными процессами, хотя они и друг на друга влияют (там же, 49; см. также: Balint 1959,111). Балинт не пытается поставить под сомнение основу «теории догенитальной организации либидо, которая была выведена из многочисленных безупречных клинических наблюдений» (там же, 49); его цель заключалась в том, чтобы показать, что развитие любви нельзя отождествлять с развитием сексуальных целей, что, например, «генитальная любовь» отнюдь не идентична генитальному удовлетворению. В качестве клинического примера Балинт указывает, что «люди, которые не способны любить, хотя они обладают гени-тальной потенцией . могут приобрести эту способность в процессе аналитического лечения». Еще одним ярким примером является «любовь пожилых людей, даже стариков . Нередко бывает так, что после полного исчезновения генитальной функции способность любить остается совершенно сохранной» (там же, 63).

Если пациенты могут приобрести способность любить в ходе аналитического лечения, то это свидетельствует о «воспитуемости» любви; она, по мнению Балинта, является «продуктом искусства или культуры» (там же). Таким образом, следствием патогенных объектных отношений являются болезненные стадии психосексуального развития; это означает, что все феномены этой болезненной любви должны быть устранены с помощью анализа переноса, прежде чем станет возможным новое начало, то есть прежде чем смогут развиться «нормальные» объектные отношения.

Балинт приводит три примера, подтверждающие его точку зрения: при анализе взрослых всегда обнаруживается — Балинт демонстрирует это на примере случая Вольфсманна у Фрейда (там же, 52), — что уже в детской ситуации, в которой ребенок жил до травмы или в которой он оказался затронутым травмой, преобладали нарушенные объектные отношения.

В детском анализе «все явления, которые в нашей теории описываются как "аналь-но-садистские" или "фаллические объектные отношения", или как "негативный эдипов комплекс", словно они обусловлены природой . анализируются, понимаются, интерпретируются и устраняется в нашей практике». Также и «аутоэротические действия . подвергаются анализу, и при этом, как правило, оказывается, что этот аутоэротизм отнюдь не является полностью безобъектным, он должен пониматься как уродливый пережиток неудачной объектной любви». «Все описания детского анализа также оканчиваются почти одними и теми же выводами: импульсы ненависти, агрессии полностью или почти полностью исчезли, амбивалентность чувств в значительной мере уменьшилась, ребенок снова или впервые в своей жизни достиг способности к обучению, к адаптации. Об этом, как правило, открыто не говорится, но всегда чувствуется, что в конце аналитического лечения отношение ребенка к окружающим его людям становится в основном нежным» (там же, 53—54). Наблюдения за поведением здоровых детей никоим образом не противоречат этим выводам. Прежде всего приходится наблюдать «желания нежности», которые «всегда направлены на объект», затем «проявления ненависти, агрессивности», которые, «однако, всегда обоснованны». И, наконец, «аутоэротика, если ребенок относится к ней всерьез, а не как к игре, всегда проявляется как выражение упрямства, приобретенной независимости, но при ближайшем рассмотрении она также предстает в качестве утешения. Но самым важным является хорошее взаимопонимание между ребенком и окружающими его взрослыми . по которому, пожалуй, можно судить об успехе или неудаче воспитания» (там же, 55).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...