Этими тремя примерами Балинт убедительно доказывает, что поведение взрослых, равно как и детей, формируется на основе их объектных отношений, и, останавливаясь на самом раннем детстве, он утверждает, «что маленькие дети, даже младенцы, становятся раздражительными, назойливыми, плаксивыми потому, что между ними и их окружением был нарушен хороший контакт», и делает вывод: «Без сомнения, речь здесь идет об объектных отношениях» (там же, 55; курсив мой. — M. X.).

В подтверждение своего вывода Балинт приводит собственные данные, относящиеся к психоаналитической ситуации: «Как бы глубоко мы ни проникали в историю человеческой жизни с помощью нашей аналитической техники или наших наблюдений, мы всегда без исключения обнаруживали объектные отношения» (там же, 56).

Как уже отмечалось, своим тезисом о том, что объектные отношения существуют с самого начала человеческой жизни, Балинт вступает в противоречие с господствующим классическим представлением, согласно которому безобъектная, нарцис-сическая стадия является первой ступенью психического развития.

«Фрейд, — пишет Балинт, — назвал этот первый период ребенка, с одной стороны, полиморфно перверсным, с другой стороны — аутоэротическим или нарцисси-ческим. Оба названия являются верными, описывают истинное положение вещей — но если только рассматривать с определенной позиции. Маленький ребенок, несомненно, является полиморфно перверсным; все его тело, все его функции пронизаны удовольствием. Следовательно, этот термин является чисто описательным, но он учитывает исключительно сферу влечений, биологию. Столь же верно, что мир ребенка пока еще не разделен на Я и внешний мир; то есть он является нарциссиче-ским, если рассматривать с точки зрения чувства реальности, проверки реальности [ср. А. Balint 1933]. Даже жизненно необходимые для него внешние объекты, например материнская грудь, пока еще не отделены от Я. Но либидинозно он полностью зависит от внешней заботы, без нее от просто погибнет» (там же, 59). Таким образом, по мнению Балинта, либидо с самого начала направлено на объект; это последовательно ведет к гипотезе, что парциальная любовь, будь то либидинозного или агрессивного характера, дифференцируется у младенца и маленького ребенка в зависимости от его объектных отношений — здесь имеются в виду в первую очередь отношения между матерью и ребенком, а в дальнейшем отношения с его психосоциальным окружением.

Правда, Балинт в своих работах не уделял особого внимания природе парциальной любви. Исключением является потребность в цепляний, которая, по мнению Балинта, определяется первичной любовью и является важной составной частью «ок-нофилии».

Следуя Ференци, Микаэл и Алиса Балинт используют вначале понятие «пассивной объектной любви» (там же, 63) для обозначения самых ранних объектных отношений. В 1937 году Микаэл Балинт вводит понятие «первичной, или примитивной, объектной любви» (там же, 94), а в 1939 году Алиса Балинт пишет: «Позднее я думала — частично под влиянием мыслей М. Балинта о "новом начале", в которых он делает акцент на активности детского поведения, частично под влиянием данных Гер-манна о потребности в цепляний, — что выражение "пассивный" не совсем годится для обозначения отношений, в которых столь явно главную роль играют активные тенденции, например потребность цепляться. С тех пор вместо понятия пассивной объектной любви я употребляю . в основном термины "архаичные, или первичные, объектные отношения" ("объектная любовь")» (там же, 119).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...