Изучение Микаэлом Балинтом регрессии в психоаналитической ситуации привело его в конечном счете к тому, что он, как уже отмечалось, стал проводить различие между тремя первичными формами любви. Первая форма, первичная любовь, исходно представляет собой «гармоничное скрещение» с недифференцированным внешним миром, миром «первичных субстанций». Окнофилия и филобатизм развиваются как реакции на травматическое открытие того, что, помимо субстанций, существуют также прочные, оказывающие сопротивление, независимые объекты.

Окнофилический мир основывается «на фантазии-представлении . что объекты надежны и благожелательны, что всегда, если потребуется, они будут рядом, и они никогда не будут ни в чем возражать и оказывать сопротивления, если потребуется их поддержка». Филобатический мир «восходит к той фазе жизни, когда еще не был обретен опыт обнаружения объектов, нарушающих гармонию безграничных, бесконтурных пространств. Объекты воспринимаются либо как опасные и непредсказуемые инциденты, либо как предметы снаряжения, которыми можно Как угодно распоряжаться, оставить или складировать в углу. Этот мир пронизан оптимизмом, не основанным на фактах, и происходит, скорее, из прежнего мира первичной любви. Филобат склонен считать, что благодаря своим умениям и оснащенности элементами он способен справляться с субстанциями, если только сможет избежать опасных объектов» (Balint 1959, 57). Окнофилический мир состоит «из объектов, разделенных внушающими страх пустыми пространствами» (там же, 28), «филобатический мир — из дружественных пространств . более или менее густо населенных опасными и непредсказуемыми объектами . Окнофи-лический мир строится на физической близости и прикосновении, филобатический мир — на надежной дистанции и дальновидении . Если окнофил пребывает в иллюзии, что пока он соприкасается с надежным объектом, надежен и сам, то иллюзия филобата основывается на том, что он достаточно оснащен, а потому не нуждается в объектах, во всяком случае в отдельном, определенном объекте» (там же, 30).

Диаметрально противоположные формы переживания и поведения окнофила и филобата Балинт демонстрирует на примере вызывающих головокружение ситуаций, таких, как корабельная качка или катание на карусели. Подобные ситуации, когда человек теряет под ногами твердую почву, взлетает в воздух или раскачивается, всегда связаны с определенной формой страха, возникающего из-за «потери равновесия, устойчивости» и т. д. Но если одним людям становится от страха плохо — они отчаянно хватаются за предметы и словно испытывают облегчение, когда вновь ощущают под ногами твердую почву, — то другие переживают этот страх как приятный — они наслаждаются риском, сознанием грозящей опасности, будучи абсолютно уверенными, что смогут выстоять и преодолеть страх. «Это смешение чувства страха, упоения и твердой уверенности в ситуации внешней опасности» Балинт обозначает понятием «thrill» (там же, 21), которое можно перевести как щекотание нервов, приятное возбуждение от риска.

Помимо аттракционов, существуют многочисленные виды thrill «Некоторые связаны с большой скоростью, например, все формы скачек и прыжков . Катание на лыжах . парусные гонки, полеты и т. д. Другие связаны с такими ситуациями, как . альпинистское восхождение, полеты на планере, дрессировка диких животных, путешествия в неизвестные страны и т. д. Наконец, существует также группа щекочущих нервы ситуаций, связанных с незнакомыми или совершенно новыми формами удовлетворения, например появление нового объекта или неизведанный способ получения удовольствия. Самым естественным новым объектом является девственница, и удивительно, как много щекочущих нервы ситуаций (thrills) связано с прилагательным "девственный". Говорят о девственной стране, девственной вершине . и т. д. В сущности, любой новый сексуальный партнер является thrill . Новые, необычные способы получения удовольствия касаются, помимо прочего, новых блюд, новой одежды, новых манер поведения вплоть до новых форм "извращенной" сексуальной деятельности. Во всех этих проявлениях мы обнаруживаем те же самые три вышеописанные главные особенности: вызывающую страх объективную внешнюю опасность, добровольное и намеренное стремление подвергнуться ей и твердая уверенность в том, что все в конечном счете закончится хорошо. Еще одну, гораздо более примитивную и общую, но столь же важную группу составляют некоторые детские игры . Весьма характерно, что практически во всех играх подобного рода зона безопасности обозначается словом "дом" . Это указывает на то, что, возможно, она является символом надежной матери» (там же, 23). «Это . относится ко всем известным мне языкам», — пишет Балинт. Играми подобного рода являются, например, «жмурки, прятки, салки . и крикет» (там же, 21—22).

Тех, кто получает удовольствие от риска, Балинт, исходя из слова «акробат», которое буквально означает «прыгающий в высоту», называет филобатами; тех, кто составляет «явную противоположность филобатам», «кто предпочитает цепляться за нечто прочное, если возникает угроза его безопасности», он называет окнофилами, «что является производной от греческого слова, означающего "бояться, колебаться, страшиться, цепляться"» (там же, 22).

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...

Очерк теории практического мышления
Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это об ...