Это желание нежных прикосновений, любовных ласок, «телесного контакта» мы обнаруживаем не только в отношениях любви между матерью и ребенком, но и в генитальной, активной любви. «Чувство связано с прикосновением или осязанием» (Balint 1968, 195), — утверждает Балинт в другой работе. Поэтому вполне естественно, что нежное чувство, другими словами, нежное внутреннее побуждение, выражается в форме нежного внешнего побуждения. В этой связи примечательно то, что также и «форма», в которой отводится высокое напряжение конечного удовольствия, «всегда представляет собой движение» (Balint 1965, 78).

Вероятно, язык тела является подлинным языком чувства, и, наверное, не случайно, что нежные и страстные чувства так трудно выразить вербально. Пантомима и танец как виды искусства являются самыми известными формами выражения чувств с помощью языка тела.

«То, что мы называем генитальной (активной) любовью, имеет мало общего с генитальностью» (там же, 124). Человек может «довольно долгое время обходиться без генитального удовлетворения» (там же, 76), тогда как без первичной нежности он начинает чахнуть. С этой точки зрения «страстная любовь является скорее вторичным феноменом, который наслаивается на архаичную нежную любовь» (там же, 123). Поэтому Балинт считает, что человека можно рассматривать как творение, которое даже в «зрелости» сохраняет детскую форму любви (там же, 125).

Генитальная, активная любовь основывается на слиянии совершенно разных элементов, а именно генитального удовлетворения и (первичной и активной) нежности»

(там же, 129). Это слияние Балинт называет «генитальной идентификацией». Она представляет собой напряженную работу, работу по завоеванию и приспособлению одновременно и вознаграждается «высшим счастьем», возможностью периодически на какое-то время регрессировать на ступень первичной любви, «взаимопроникающего слияния» (Balint 1968, 91) субъекта и объекта. В эти упоительные моменты «появляется надежное ощущение счастья, ощущение того, что теперь весь мир в порядке, что все индивидуальные потребности удовлетворены, все индивидуальные различия устранены, а у обоих партнеров существует только желание, в котором исчезает вся вселенная и они объединяются «в "unio mystica" [мистический союз (лат.). — Примечание переводчика]» (Balint 1965,127).

«Этот unio mystica, возобновление гармоничного скрещения человека с самыми важными для него частями внешнего мира, своими объектами любви, является целью стремлений всего человечества . У взрослого человека имеется несколько других способов достижения этой конечной цели, но все они требуют больших талантов и дарований. К ним относится религиозный экстаз, высший момент художественного творения и, наконец, —• по крайней мере у пациентов — определенные регрессивные стадии во время аналитического лечения» (Balint 1968, 91). «Однако нельзя оставлять без внимания, что это высшее счастье (двух любящих людей) во многом является иллюзией», поскольку при регрессии на ступень первичной любви больше не существует проверки реальности. «Лишь благодаря этой (недостаточной) проверке реальности индивиду позволено на короткое время» рассчитывать на полное созвучие, «гармоничное скрещение» со своим партнером. «Здоровый человек достаточно гибок, чтобы без страха переживать эту (глубочайшую) регрессию, в твердой уверенности, что он всегда сумеет из нее выйти» (Balint 1965,128).

В 1956 году в своей работе «Перверсии и генитальность» Балинт показывает, что перверсии представляют собой попытку избежать «двух основных требований» генитальной, активной любви, а именно 1) периодической регрессии на самую примитивную ступень объектных отношений в форме гетеросексуального генитального удовлетворения и 2) «генитальной идентификации», то есть работы завоевания и приспособления, которая должна осуществляться, чтобы превратить равнодушный объект в кооперативного генитального партнера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...