« .Но в конечном счете человек должен начать любить, чтобы не стать больным, и он становится больным, если из-за фрустрации любить не может « (Freud X, 151).

Под исцелением Балинт понимает создание и сохранение «условий», которые помогают человеку, «не способному любить из-за фрустрации», в рамках психоаналитической ситуации найти доступ к «новому началу» и научиться без страха любить. Но прежде чем создать эти «условия», по мнению Балинта, необходимо решить целый ряд вопросов.

Какие ошибки или какие фрустрации со стороны окружения стали причиной того, что его пациенты оказались полностью неспособными любить или эта способность стала у них крайне ограниченной? Как помочь этим пациентам «освободиться от сложных, ригидных, угнетающих отношений к своим объектам любви и ненависти?» (Balint 1968, 165). Какой должна быть психоаналитическая ситуация, чтобы помочь этим пациентами совершить «доброкачественную регрессию», которая выливается в настоящее «новое начало» и «открывает новые пути для проявления любви и ненависти?» (там же, 160).

В 1930 году Балинт утверждал, что регрессия на раннюю стадию развития является необходимой предпосылкой для «избавления от ставших жесткими форм реагирования» (Balint 1965, 38) и тем самым для «нового начала» в психоаналитическом лечении.

В 1932 году в своей работе «Характероанализ и новое начало» (опубликована в 1939 году) Балинт говорит от том, что, по его мнению, заставляет пациентов, «которые уже давно не имеют симптомов», продолжать анализ: речь идет «об их бессознательном зачастую желании уметь без страха любить, желании избавиться от страха перед полной самоотдачей» (там же, 165). Балинт пишет (в 1936 году он обсуждает этот вопрос подробнее), что в данном случае «речь идет о своеобразном страхе», а именно о «чрезмерном страхе возбуждения, даже о страхе удовлетворения и наслаждения» (там же, 166).

Согласно клиническому опыту Балинта, этот страх сексуального возбуждения всегда можно свести к ситуациям в детстве, когда взрослые «своими действиями вызывали у беззащитного ребенка сексуальное возбуждение, ощущения удовольствия, до которых он пока еще не дорос». Это не обязательно должны быть «непосредственные, сексуальные, генитально-чувственные» действия. «Также и так называемые "невинные ласки", как-то: поцелуи, объятия, поглаживания, раскачивание, самые разные игры, связанные с соскальзыванием и т.д., могут оказывать это пагубное воздействие». Однако сексуальная гиперстимуляция ребенка не порождается нежностями как таковыми, а имеет свою причину в том, «что родители во многом изживают свою вытесненную сексуальность в детском воспитании. Сколько ее в нем изживается и какие парциальные влечения играют при этом главную роль, почти без исключения определяется бессознательным родителей и лишь в незначительной степени потребностью ребенка». Поскольку ребенку «конечное удовольствие пока еще не знакомо», он не способен «выносить такие большие количества сексуального возбуждения», у него нет даже возможностей его отвести.

Однако не только сексуальная гиперстимуляция, но и сексуальная гипостимуля-ция, то есть «намеренная холодность» или «спартанская строгость» родителей становятся причиной страха перед сексуальным возбуждением, поскольку «у этих детей нормальная потребность в нежности, тепле и т.д. уже значительно превышает меру возможного отвода либидо». Следовательно, в обоих случаях ошибка воспитания заключается в «игнорировании специфических детских потребностей» (там же, 167). Если ребенок уже чисто биологически неспособен противостоять этим неправильным формам поведения воспитателей, то к этому, как правило, добавляется еще и психологический момент, который приводит к тому, что Ференци называет «языковой путаницей между взрослыми и ребенком» (Ferenczi 1938, 511). То есть если ребенок реагирует сексуальным возбуждением на действия взрослых и проявляет «это возбуждение в присущей ему сексуальной форме», то «почти без исключения он получает не только энергичный отпор, но и, кроме того, еще и продиктованную моральным возмущением резкую проповедь по поводу своей ужасной испорченности. И можно сказать: обычно эта проповедь является тем более резкой, чем более явными являются признаки сексуального (частично сознательного, частично бессознательного) возбуждения у читающего нотации взрослого. Ситуации, возникающие по этой схеме, описываются . почти в каждом анализе. Таким образом, дети, которые и без того уже обладают недостаточной способностью к отводу, ограничиваются еще более. Они вынуждены скрывать, более того, отрицать свое возбуждение. Совершенно естественно, что в этой ситуации возникает страх перед любым большим сексуальным возбуждением . ребенка непосредственно побркдают втайне заниматься самоудовлетворением. Выть возбужденным другими людьми — равносильно опасности, а потому такая ситуация катсктирована страхом» (Balint 1965,167—168).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Организация рационального питания
Изучение радиационных воздействий на организм человека показывает, насколько опасно влияние радиации. Причем, как показали последние исследования, действия малых доз радиации на человека в большой ...

Психоанализ в Восточной Европе
Изначально понятие «Восточная Европа» использовалось как чисто географическое наименование. К нему относили местность и государства восточный части Польши, европейскую Россию и Украину, Прибалтику ...