Творчество Эрика Хомбургера Эриксона особенно интересно тем, что оно отражает содержание его духовного мира, а не ограничивается детальным анализом исследуемого предмета. В своих работах он ориентируется скорее на многоуровневые исследования, чтобы по возможности учитывать достижения в других областях знания. Если одни авторы пытаются выделять дифференцирующие признаки, то другие стремятся к их согласованию и обобщению. Эриксон относится к последней группе ученых.

Эриксон был первым, кто стал систематически использовать термин «идентичность», чтобы рассматривать жизнь индивидов в рамках специфической структуры общества. Он не стремился к упрощению понятия «идентичность» с целью более легкого его определения, а пытался во всех деталях продемонстрировать многосторонность того, что оно означает. Эта позиция, проявляющаяся во всех его сочинениях, — результат синтеза огромного опыта, который он приобрел как художник, психоаналитик, работавший с детьми и взрослыми, как педагог и как человек, сотрудничавший с антропологами, социологами, этологами и историками. К сожалению, слишком часто термин «идентичность» упрощался, искажался до неузнаваемости и превратился в расхожее понятие. Вместо того чтобы рассматривать «идентичность» как выражение комплексных взаимосвязей, присущих индивиду и обществу, его понимали как некий «предмет», или как некую сущность, или — чаще всего — как ролевую игру. На самом же деле поиск идентичности является методом исследования и установкой, которую нельзя определить одним предл°же" нием или в одном абзаце.

Эрик X. Эриксон родился 15 июня 1902 года в пригороде франкфурта-на-Май-не. Его родителями были датчане, жившие неподалеку от Копенгагена. Во время беременности матери они разошлись, и мать отправилась к друзьям в Германию. Эриксон жил вместе с ней в Карлсруэ. Когда ему было три года, его лечил детский доктор Хомбургер, который затем женился на его матери и дал ему свое имя.

Как отмечает Эриксон, то, что он рос в атмосфере красоты, активности и среди деятельных людей, оказало значительное влияние на его жизнь. Он видел, как лечат больных детей. Его семья принадлежала к среднему классу, в котором одной из основных ценностей считалось хорошее образование. Школу и гимназию Эриксон посещал в Карлсруэ. Его любимыми предметами были история и искусство, тогда как другим дисциплинам, по-видимому, он придавал меньшее значение.

По окончании гимназии он не знал, какой профессиональный путь ему выбрать; он считался «художником». Как и многие молодые люды в то время, Эриксон решил провести один год в путешествиях. Он путешествовал в основном пешком по Шварцвальду и добрался до Итальянских Альп. В это время он много читал и вел дневник, в котором записывал свои мысли. Примерно через год Эриксон вернулся в Карлсруэ и в течение года учился в местной художественной школе. После этого он отправился в Мюнхен, где какое-то время посещал художественную академию. В течение двух лет он занимался живописью и искусством резьбы по дереву. Его работы вместе с работами других молодых художников, в том числе Макса Бекманна, были представлены на выставке.

Два следующих года Эриксон провел во Флоренции, где работал на свой страх и риск. Он был молодым художником, стремившимся «найти самого себя».

В возрасте 25 лет он снова вернулся в Карлсруэ, чтобы обучиться профессии учителя живописи. В это время доктор Петер Блос, с которым Эриксон познакомился во Флоренции, позаботился о том, чтобы Эриксон имел возможность преподавать в Вене в детской школе, педагогический коллектив которой имел психоаналитическую подготовку. К этой школе проявляла большой личный интерес Анна Фрейд, оказывавшая помощь в ее руководстве. Это явилось началом наблюдения за поведением детей с психоаналитических позиций. Прежде психоаналитики делали свои выводы о детском поведении из реконструкции событий, о которых взрослые вспоминали во время психоанализа. Не оставляя преподавательскую деятельность, Эриксон начал проходить личный психоанализ у Анны Фрейд.

В этот период Эриксон хотел быть художником, но, развиваясь в профессиональном отношении, оказался на распутье. Эриксон одновременно был художником, учителем и обучался психоанализу. О своих усилиях найти верное направление в жизни он писал: «Постепенно я стал понимать, насколько важны зрительные конфигурации, что фактически они предшествуют словам и формулировкам: сновидения, безусловно, являются визуальными данностями, то же самое относится к игре ребенка, не говоря уже о "свободных ассоциациях", зачастую представляющих собой просто ряд образов, которые лишь позднее облекаются в слова» (Coles, нем изд., 1974, 37).

Эриксон начал заниматься клинической работой под руководством Аугуста Айх-хорна, Эдварда Бибринга, Хелен Дойч, Хайнца Гартманна, Эрнста Криса и других психоаналитиков, объединившихся в группу вокруг Зигмунда Фрейда.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...

Психотерапия (поведенческая психотерапия)
Психотерапия - это наука о влиянии слова на психику, а через нее на весь организм человека с целью сохранения и восстановления здоровья. Инструментом влияния является язык врача. Применение психотера ...