В 1929 году Эриксон женился на энергичной молодой американке Джоан Сер-сон, которая увлекалась социологией и современными танцами. В 1933 году, по завершении своего обучения в институте психоанализа, Эриксон покинул Вену и отправился в Данию. Там он оставался лишь короткое время, а затем эмигрировал в Соединенные Штаты Америки. По приглашению Ганса Захса он отправился в Бостон, где работал в Гарвардской медицинской школе, Массачусетсом общем госпитале и в Центре Джоджа Бейкера. Там он познакомился со многими людьми, интересовавшимися психологией, антропологией и социологией. Он имел возможность сотрудничать с такими учеными, как Маргарет Мид, Грегори Бейтсон, Рут Бенедикт, Генри Мюррей и Курт Левин, и у них учиться. Кроме того, наряду с выполнением своих общих обязанностей Эриксон практиковал психоанализ.

Работая в Гарвардском университете, он начал развивать собственные методы исследования. В результате он еще более заинтересовался изучением различных методов детского воспитания и их влияния на личность взрослого человека. При этом °н разработал психоаналитическую концепцию стадий либидинозных и агрессивных кризисов, которые в своем развитии должен пережить каждый ребенок. Поскольку формы, в которых переживаются и преодолеваются эти кризисы, в разных культурах существенно различаются, он также провел сзои исследования в резервации индейцев сиу в Южной Дакоте. В результате сделанных там наблюдений Эриксон разработал новый подход к пониманию развития ребенка.

После непродолжительного «интермеццо» в Институте человеческих отношений при Йельском университете Эриксон в 1939 году отправился в Калифорнию. Там в Калифорнийском университете он принял участие в исследованиях развития, проводившихся Институтом охраны ребенка. Наряду с этим Эриксон практиковал психоанализ, а затем отправился в поселение индейцев юроков, жизнь которых были связаны с ловлей лосося. Все, что ему удалось узнать о юроках, расширило его представления о том, как один и тот же психический аппарат в различных общественных условиях ведет к развитию людей совершенно разного типа. Кроме того, ему стало ясно, что вскрытые психоанализом кризисы процесса созревания имеют непосредственную связь с различными формами культуры и вместе с тем в совершенно несопоставимых культурах проявляются аналогичные кризисы созревания. Здесь мы снова совершенно отчетливо видим, что в своей работе Эриксон стремился интегрировать многочисленные аспекты человеческой жизни и развития в единое целое и не позволял себе сужать границы проводимых исследований, чтобы сделать их более легкими и простыми.

Следующие одиннадцать лет Эриксон провел в Калифорнии. Это было время, когда он расширял свои знания и стремился обобщить собственные представления. Он преподавал, лечил пациентов, занимался исследовательской и писательской деятельностью. Наряду с этим, он интересовался мировой политикой, изучал современную историю. Он уделял внимание также специальным проблемам, таким, как возвращение ветеранов с военной службы или влияние, которое Гитлер с его миром образов оказал на немецкую молодежь (Erikson, 1942b).

Особый интерес для Эриксона по-прежнему представлял элемент зрительных конфигураций. В своих ранних исследовательских работах он занимался паттернами игры детей и подростков, развивавшимися в ситуации обычной игры или сценического изображения. Он изучал влияние чувства времени и пространства на обычаи и формы «реальности», существующие у разных народностей. В 1950 году Эриксон опубликовал свою первую книгу, которая с позиции того, кто занимается психическим здоровьем человека, является, пожалуй, наиболее значительной среди его трудов, — «Детство и общество». Создание этой книги можно проследить по публикациям Эриксона в предыдущие годы. Он разработал «эпигенетическую теорию» (эпигенез — развитие посредством новообразований) развития личности. В его эпигенетической теории утверждается, что существует четкая закономерность, возможно, даже процесс, который можно проследить в течение всей постнатальной жизни. Как и в пренатальной жизни, определенные сферы развивающегося организма имеют свои периоды максимальной активности, затем они консолидируются и в дальнейшем остаются относительно спокойными, тогда как другие системы органов, по-видимому, привлекают к себе основную энергию, необходимую для развития. Жизнь человеческого организма после рождения разворачивается, следовательно, по некоему «основному плану», в соответствии с которым развиваются и консолидируются определенные сложные функции. Как только организация в известной степени консолидировалась, наступает следующая фаза развития.

Этот процесс, разумеется, происходит не в вакууме. Обычно индивид растет в так называемой ядерной семье, и на эту семью влияют господствующие в обществе тенденции и кризисы культуры, в которой она живет. В 1942 году Эриксон опубликовал сочинение «Мир образов Гитлера и немецкая молодежь». В ней особенно ярко проявляется его способность использовать свое знание истории, политики, антропологии и психоанализа.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Очерк различных взглядов на природу практического мышления
С момента его появления и на протяжении многих последующих лет термин «практический интеллект» неоднократно менял свое содержание. И это было связано не только с различиями в эмпирическом материал ...

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...