В каждом из первых двух томов только что основанного журнала «Psychoana-lytic Study of the Child» (International Universities Press, 1945, 146) Эриксон опубликовал свои работы: в первом томе — «Детство и традиция в двух племенах американских индейцев» (Erikson 1945b), во втором — «Развитие Я и исторические перемены» (Erikson 1946). В этих работах Эриксон также стремился на основе клинического психоанализа прийти к более глубокому пониманию индивида, пытаясь показать его функционирование в изменяющемся мире, а не просто в «пространстве» его собственной, индивидуальной психики. Он пишет: «Вместо того чтобы принимать эдипов треугольник в качестве непреодолимой схемы иррационального поведения человека, мы стремимся к большей точности в рамках этой схемы, исследуя то, каким образом общественная организация предопределяет структуру семьи». К этому времени его представления об идентичности Я и идентичности групп приобрели конкретную форму. Он продемонстрировал, каким образом дети принимают в качестве прототипов добра и зла исторические фигуры, региональные ценности и политические идеологии. Влияние бабушек и дедушек, которое проявляется через влияние на родителей ребенка, нередко находит свое отражение в принудительных схемах жизни. Уделяя особое внимание этим факторам, Эриксон тем не менее не заменяет традиционную психоаналитическую психологию Я чем-то новым. Скорее, он помогает лучше понять социальные и индивидуальные факторы, исследуя их взаимосвязь в пространстве и времени и при определенных исторических условиях.

В 1950 году вышла в свет книга «Детство и общество». Этот труд, представляющий собой синтез его тогдашних представлений, получил всемирное признание: он был переведен и издан на двенадцати языках. Однако представленная в нем концепция идентичности была правильно понята лишь немногими, большинство же психоаналитиков ее чрезмерно упростили и раскритиковали. В целом эта концепция дает всеобъемлющее представление о человеческой личности. Соответственно, «идентичность» нельзя рассматривать как понятие, поддающееся определению, или, точнее сказать, его нельзя охватить отдельным понятием. Сам Эриксон говорит: «Я не могу предложить ничего иного, кроме особого способа смотреть на вещи» (Erikson 1950а, нем. изд., 1965, 393). В «Детстве и обществе» изложена разработанная Эриксоном эпигенетическая теория — концепция развития человека, включающая восемь этапов. Эти этапы охватывают весь жизненный цикл и наглядно демонстрируют развитие личности вплоть до пожилого возраста. Эриксон заимствует понятия, которые не раз использовались психоаналитиками при описании критических фаз развития влечений (оральной, анальной, генитальной), и показывает, каким образом в каждой из этих фаз возникают или не возникают определенные, необходимые приобретения Я. Там, где классическая психоаналитическая теория не могла сказать что-либо в систематической форме о постэдиповом развитии, Эриксон сумел систематизировать и показать взаимосвязь между внутренними и внешними задачами, с которыми всем нам приходится сталкиваться после предполагаемого завершения эдиповой фазы.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Учетная политика
Под учетной политикой хозяйствующего субъекта в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика предприятия" понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного ...

Творчество Вильгельма Райха и его последователей
Вне всякого сомнения, Вильгельм Райх — одна из самых неоднозначных фигур в истории психоанализа. Мы обязаны Райху тем, что терапевтическая техника психоанализа стала доступна для систематического ...

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...