Книга «Детство и общество» является характерной для творчества Эриксона. В ней он обращается к традиционным психоаналитическим вопросам, иллюстрирует их клиническим материалом и вместе с тем расширяет их понимание, исследуя такие темы, как «Легенда о юности Максима Горького», «Легенда о детстве Гитлера», «Размышления об идентичности американцев», «Индейские рыбаки на лососевой реке» и т.д. В 1963 году эта книга была переиздана в расширенном варианте.

Книга «Детство и общество» состоит из четырех разделов. В первой части рассматриваются биологические основы психоаналитической теории, в том числе описанное Фрейдом прогрессивное развитие либидо. При этом Эриксон проводит связь между фазами развития либидо и тем, что нам известно о развитии Я. Вторая часть посвящена совершенно конкретной социальной проблеме. В ней рассматривается воспитание детей американских индейцев в наше время и обсуждается вопрос, чем отличается современное воспитание в племени от традиционного. Эриксон рассматривает проблемы адаптации, которые возникают у молодых индейцев из-за этих различий (см. также статью Ф. фон Боксберга в т. II). Третья часть посвящена исследованию того, каким образом Я справляется с неизбежными конфликтами и напряжениями, которые возникают на каждой стадии физического развития и обусловлены влиянием социальных институтов на индивида. Четвертая часть содержит анализ особых психологических проблем, которые должен разрешить взрослеющий человек в изменяющихся условиях индустриального общества. В ней обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются юноши и взрослые молодые люди в Соединенных Штатах Америки, в Германии и в России.

Эриксон подробно обсуждает здесь теорию детской сексуальности, приводя в качестве иллюстрации два клинических примера. Он описывает два аспекта невротической борьбы, которой сопровождается каждая фаза развития либидо. Каждое из этих специфических для фаз напряжений содержит «зональный» и «модальный» аспект. Другими словами, у ребенка, переживающего особые трудности в психосексуальной фазе своей жизни, где большое значение имеет овладение мускулатурой сфинктеров, развиваются как симптомы, относящиеся к этой зоне, например к кишечнику и анусу, так и более «широкие» свойства, которые внешне напоминают модусы активности, связанные с мускулатурой сфинктеров. В случае проблематики мускулатуры сфинктеров модус является либо алиминативным (выделяющим) либо ретентивным (удерживающим в себе). У такого ребенка также легко развиваются модально-ретентивные качества и в других сферах жизни. Он, например, не готов отдавать то, что имеет, или же склонен копить вещи или за них цепляться.

Эриксон провел критический анализ психоаналитической теории детской сексуальности (см. статью Б. Ницшке в т. I), которая была разработана к тому времени, И дополнил ее своим новым пониманием психосексуальных ступеней. Этим он внес значительный вклад в прояснение значения этих ступеней для развития личности.

До сих пор эти ступени назывались оральной, анальной и генитальной фазами психосексуального развития (см статьи Дж. Сандлера и К. Дэйра, П. Хайманн и А. Хол-дера о фазах детского развития в т. I). В результате собственного анализа данных феноменов Эриксон описал их как «модусы» или «модальности». «Модус» (например, модус поглощения, ретентивный модус, элиминирующий модус и модус проникновения) — представляет собой способ организации целостного поведения человека. В каждой фазе психосексуального развития появляются новые модусы поведения. Так, например, на ранней оральной стадии младенец обычно использует модус поглощения. Он открыт и готов «принимать» и «поглощать» предметы, К этому модусу поведения относятся также другие формы «поглощения»: младенец поглощает все, в чем нуждается и чего хочет: тактильные раздражители, вид лица матери, звучание ее голоса и т. д. Однако на этой ступени можно также наблюдать и вспомогательные модусы поведения. Например, младенец может удерживать молоко во рту (ретентивный вспомогательный модус), или выплевывает его, или отрыгивает вследствие спазмов желудка (элиминирующий вспомогательный модус). Эти возникающие на оральной стадии вспомогательные модусы обычно являются преходящими, и в хорошо отрегулированных партнерских отношениях между матерью и ребенком они практически незаметны. Однако при серьезном нарушении этой взаимной регуляции вполне возможно, что у ребенка разовьется и сохранится тенденция к преследованию, к «поглощению», в результате чего он начинает грубо обращаться с другими людьми. В таком случае можно сказать, что модус поглощения посредством кусания стал доминирующим фактором в развивающейся личности. Создается впечатление, будто данный индивид никогда не мог поверить, что окружение даст ему то, в чем он нуждается. Здесь перед нами пример фиксации модуса. Это может также привести к фиксациям зон, когда ребенок сохраняет интенсивное желание орального удовлетворения, проистекающее из различных модальных свойств.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Психоаналитическая концепция мазохизма со времен Фрейда: превращение и идентичность
Проблема мазохизма, рассматриваемая с позиции психоаналитической теории, излагается в данной статье в двух разделах. Вначале будет представлена фрейдовская концепция, разработанная в рамках первой ...

Творчество Мелани Кляйн
Разработав аналитический метод лечения маленьких детей, Мелани Кляйн создала инструмент, позволивший ей проникнуть в глубины психики и сделать новые открытия, относящиеся к раннему развитию челове ...