В книге «Детство и общество» Эриксон отстаивает тезис, что между формами воспитания детей и ролями взрослых существует взаимосвязь. Эриксона пригласили принять участие в исследовании апатии у индейцев сиу. Эта проблема интересовала правительство США, поскольку оно стремилось оказать помощь индейцам сиу, жившим в резервации «Пайн Ридж» в Южной Дакоте.

Культурные предрассудки всякий раз обнаруживаются тогда, когда встречаются представители различных народов, особенно если эта встреча происходит под давлением. В данном исследовании универсальная проблема предрассудков была досконально изучена до самых психодинамических глубин.

Эриксон разработал несколько критериев, которые характеризовали различия между народами и одновременно образовывали основу для формирования ценностных представлений и вытекающих из них предрассудков. Одним из этих дифференцирующих критериев являлось право собственности. Автор изучал обычаи, касающиеся родов, и исследовал поведение матерей во время кормления. При этом он обратил внимание на то, что первое водянистое выделение молочных желез (молозиво) не доставалось новорожденному, а его отсасывала специально предназначенная для этого женщина. Другие женщины общины собирали плоды и выжатый из них сок наливали в бизоний пузырь, имитировавший материнскую грудь, из которого и пил младенец. Создавалось впечатление, что вся община искренне радуется новому члену и желает ему только хорошего. Затем, после появления материнского молока, дети сиу в течение нескольких лет кормятся грудью. Их никогда не отлучают от груди насильно. Матери-индианки сами подчеркивали, что испытывают радость при избавлении ребенка от напряжения, вызванного голодом, и чувства неудовлетворенности, и это считалось ими отличием от женщин белых людей, о которых они отзывались презрительно, поскольку те позволяли своим детям плакать. С другой стороны, индейским детям, когда они становились несколько старше, давали «подзатыльники», если они кусали грудь своей матери. Жуткий крик ребенка, который, как правило, раздавался вслед за этим, расценивался взрослыми как позитивный знак, ибо он предвещал, что ребенок будет обладать вспыльчивым характером, вполне пригодным для того, чтобы охотиться на буйволов, убивать и вести беспощадную борьбу с врагами. Далее Эриксон дает подробное объяснение своего тезиса. Между оральностью ребенка сиу и этическими ценностями племени, без сомнения, имеется соответствие. Частная собственность не имела значения; у нее не было никакой функции. Все были рады ребенку, и все ему делали подарки. Безопасность зависела от развития специфического, агрессивного паттерна поведения, который подкреплялся взрослыми и всем племенем. То есть с позиции племени было необходимо растить тех, кто способен заботиться о других и обладает мужеством и духом борьбы. Эриксон пишет по этому поводу: «Мы говорим о целях и ценностях, а также о той энергии, которую они получают благодаря системе воспитания» (Erikson 1950а, нем. изд., 1965, 134). И далее: «Воспитание должно быть встроено в систему непрерывного экономического и культурного синтеза, чтобы сохранять свою консистентность» (там же, 134).

В период жизни, когда детей в западной цивилизации приучают к регулярному отправлению выделительных функций, сиу не делали ничего подобного. Модальности «удерживания» и «отпускания» не имели решающего значения. Поэтому вопрос об «отдаче» детских экскрементов (собственности) решался без проблем: маленькие дети подражали старшим. Владение какой-либо частной собственностью не имело ценности, не содержало в себе ничего «хорошего». Эта культурная установка оказывала влияние на позицию матери с точки зрения приучения к опрятности. В свою очередь такая установка становилась частью характера сиу.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...