Когда дети сиу становились чуть старше — достигали примерно того возраста, когда в западной цивилизации дети начинают ходить в школу, — они вынуждены были считаться с определенными изменениями. Мальчики и девочки, братья и сестры могли общаться между собой лишь в ограниченных пределах. Отныне мальчики всерьез подготавливались в своих играх к будущим задачам в роли охотников и воинов. Девочки содержались вблизи кипи (конусообразная палатка из бизоньих шкур, служившая жилищем у индейцев прерий), где знакомились с обязанностями женщин. Существовали совершенно конкретные территориальные границы, преступать которые девочка не могла. Если же она это делала, то над ней мог совершить насилие любой мальчик. Ему даже позволялось хвастаться своим поступком. Тем не менее в рамках этой системы очевидной агрессивной сексуальной эксплуатации существовало и позитивное уважение, которое развивалось между братьями и сестрами и являлось прообразом уважения к противоположному полу у взрослых. Если юноша убивал определенное животное, то зачастую именно сестре выпадала честь его готовить и вместе с братом его съедать. Позднее, если молодой мужчина убивал врага, то опять-таки сестре предоставлялось право увечить мертвое тело.

Два раза каждое лето мужчины сиу исполняли танец Солнца. Он являлся частью ритуала примирения с сверхъестественными силами. В ходе танца мужчины пронзали мышцы груди деревянными прутьями, прикрепленными к «солнечному столбу» кожаными ремнями. Устремив пристальный взгляд на столб, они пятились назад, вырывая куски плоти из своей груди. Эриксон усматривал в этом глубоко бессознательную детерминанту, аналогичную закону возмездия: «Око за око, зуб за зуб». Ярость ребенка из-за боли, которую он должен был терпеть в наказание за укус материнской груди и из-за потери ощущения связанности с раем детства должна была быть искуплена. Чтобы обеспечить себя вдоволь пищей, необходимо умилостивить сверхъестественные силы: танцующий в экстазе дикарь должен изувечить собственную грудь.

В то время индейцы сиу были кочующими охотниками на бизонов и воинами. С технологической точки зрения они жили в узком мире, в котором чувствовали себя сильными, уверенными и были сами себе хозяевами. У них существовал совершенно определенный паттерн коллективной идентификации. Благодаря воспитанию в детстве они становились мужественными, физически сильными, спокойными и уверенным в себе, а давление общественного мнения в виде обвинения в постыдных поступках формировало их реальное социальное поведение, но не воздействовало на телесные функции и фантазии. То есть индейцы сиу боялись внешнего осуждения, но не «внутреннего голоса совести», как это было характерно для их белых врагов.

Некоторые специалисты, изучавшие проблему апатии и абсентизма с психодинамических позиций, пытались рассматривать эти черты характера как «репрессивные силы», которые были активизированы в детском возрасте. Эриксон, напротив, считает, что такое понимание апатии сиу совершенно не отражает проблему. Апатия, скорее, основывается на том, что все, что осталось от инициативы молодых и взрослых сиу, не может найти жизненной идентичности, а те силы, которые когда-то возникли в результате особого рода детского воспитания, инстинктивно направлявшегося на то, чтобы формировать воинов и охотников, не могут воплотиться в поступках.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Мышление профессионала-практика
Второй этап в развитии взглядов на практическое мышление был подготовлен бурным развитием психологии труда, изучением профессий, разработкой методов оптимизации трудовой деятельности. Тщательное и ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...