В таблице 1 диагональ отображает последовательность психосоциального развития человека. Разумеется, это развитие не происходит в чистых квадратных клетках. Как мы уже видели, в различных культурах придается разное значение отдельным аспектам каждой фазы. То есть существуют народы, представители которых задерживаются на определенной стадии развития дольше, чем другие. То, что появляется при этом у индивида, и то, что общество в первую очередь развивает у своих членов, согласуется, следовательно, с тем, как осуществляются психосоциальные интеракции. Эриксон подчеркивает, что его таблица представляет собой лишь схему, с помощью которой можно изобразить континуум критических интеракций между индивидом и обществом. Остальные клетки в таблице специально оставлены пустыми. Это дает возможность

Остальные клетки в таблице специально оставлены пустыми. Это дает возможность отнести к ним определенные феномены. Свободная ячейка II может, например, содержать наблюдения за маленьким ребенком, который энергично пытается высвободиться, когда его чересчур крепко держат, что можно считать предшественником автономии. В ячейке 13 можно представить себе ребенка дошкольного возраста, который до и после каждой игры испытывает необычайную потребность в утешении и защищенности. В свободной клетке 1 опять-таки можно представить себе взрослого человека, способного отчасти сохранить креативность лишь благодаря употреблению большого количества пищи, напитков или наркотиков. Разумеется, наблюдатель может также продумать различные варианты при заполнении клеток, расположенных над диагональю. Свойства, отображаемые ячейкой VII4, можно иногда наблюдать у детей с преждевременным развитием — это «предприниматели», целиком занятые делами и добыванием денег. Взрослый возраст пока еще не достигнут, и именно успех преждевременных предприятий может негативно сказаться на решении специфических задач подросткового возраста. Ибо если совсем еще юный человек тратит слишком много времени и энергии на упомянутую предпринимательскую деятельность, то, как правило, это происходит за счет гораздо более важного развития идентичности и за счет переживания эмоциональной близости.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Хаинц Гартманн и современный психоанализ
Хайнц Гартманн (1894—1970), выдающийся психоаналитик второго поколения, был одним из тех, кому выпало продолжить пионерскую работу, начатую в первые десятилетия XX века Фрейдом и его соратниками. ...

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Фрейдовские соратники
Наряду с очерками о личности и творчестве Фрейда мы решили рассказать также о двух, пожалуй, наиболее выдающихся фрейдовских учениках: Карле Абрахаме и Шандоре Ференци. Невозможно даже просто сос ...