В начале заключительного раздела своей книги Эриксон показывает, насколько важно соотносить результаты индивидуального анализа с социальными структурами, которые позитивным или негативным образом влияют на индивида. Он утверждает, что ранний психоанализ слишком ограничивал поле своего зрения и концентрировался исключительно на честной интроспекции, служащей самопознанию. Все выходящие за рамки этого факторы он был склонен считать либо «сопротивлением», либо чем-то не имеющим отношения к психоанализу. И только в последнее время он стал уделять больше внимания взаимным механизмам адаптации индивида и общества. Раньше, например, Сверх-Я рассматривалось чаще всего как сдерживающая, подавляющая и тираническая сила в человеческой личности, и аналитики полагали, что пациент благодаря разъяснению бессознательных воздействий Сверх-Я способен освободиться от его автократического, преследующего влияния. И лишь позднее благодаря работам таких аналитиков, как Эриксон, Гартманн, Крис, Лёвенштейн, Анна Фрейд, и других общественное влияние и отвод энергии посредством императивов Сверх-Я стали предметом систематического исследования и клинической работы.

В конце книги «Детство и общество» Эриксон приводит свои рассуждения о национальной идентичности, которые воспроизвести здесь в виде резюме крайне сложно. Эриксон отнюдь не считает, что его рассуждения представляют собой «строгие данные» или доказанные факты. Верный себе, он и здесь исследует отдельные феномены с психологической, социальной и исторической точек зрения, чтобы прояснить динамику их взаимного влияния. В результате определенные паттерны поведения предстают гораздо менее произвольными, и можно увидеть, что застывшие формы когда-то служили цели, которая в настоящее время уже не имеет никакого значения.

Так, например, в Соединенных Штатах Америки матери оказались под перекрестным огнем уничтожающей критики, поскольку их обвиняли в том, что они оказывали на своих детей, особенно на сыновей, ограничивающее влияние. Этому явлению было даже дано название «момизм», от слова «мом», представляющего собой обращение к матери. Матерей упрекали в том, что они чрезмерно властвуют в семьях, узурпировали функции отцов, слишком негативно настроены к чувственности и такое отношение пытаются передать также своим детям.

При исследовании вопроса, каким образом возникали определенные паттерны поведения у матерей, Эриксон натолкнулся на их опыт фронтовой жизни — под фронтом здесь понимаются соответствующие границы в период колонизации Североамериканского континента. Эта фронтовая жизнь породила дух, приведший к появлению характерных для американской жизни полярностей. Каждый человек должен был разрешить конфликт противоположных ценностей: что ему делать — вести кочевую жизнь или оседлую? Конкурировать с другими людьми или сотрудничать с ними? Быть набожным и законопослушным или бороться за свои права с оружием в руках? В то время расхожий мужской прототип только складывался; мужчина покорял дикую местность, новую страну и подчинял индейцев. В отношениях между людьми царили насилие и жестокость. И женщины оказались почти перед неразрешимой задачей, поскольку должны были воспитывать сыновей этих мужчин; они должны были донести до них этику — религиозные ценности и привить любовь к домашнему очагу, и вместе с тем они не могли подвергать опасности тогдашний образ мужчины. Матери стали третейскими судьями, авторитетами в вопросах морали и вкуса, поскольку отцы оставили им это поле. Таким образом, «момизм» в известном смысле является следствием ухода от дел отцов, то есть их отказа от лидерства в вопросах воспитания и культуры.

Смотрите также

Проблемная ситуация и процесс практического мышления
Сегодня общепризнанным стал тезис С.Л. Рубинштейна о том, что мышление едино, что его различные виды (например, практическое и теоретическое мышление) имеют общую природу, подчиняются одним и тем ...

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров
Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь. Станислав Ежи Лец Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конфликт, состоят ...

Психоаналитическая теория депрессии
В начале нашего столетия психоаналитики в ходе лечения больных стали собирать эмпирический материал относительно депрессии и на его основе создавать теорию (Abraham 1912, Freud 1917), получившую в ...